На самом деле именно в древнем Египте, по мнению многих ученых, появилась впервые традиция заключения браков, а многие традиции, иногда лишь незначительно измененные, перекочевали и в наше время. Об отношении к супруге в Древнем Египте известно достаточно много благодаря дошедшим да наших дней «Поучениям Птахотепа».
Мудрец древнего царства достаточно подробно расписал все правила и так называемые инструкции. Здесь нужно отметить, что для древних египтян было характерным составление самых разных поучений и наставлений, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Так, Птахотеп писал:
«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она – плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадет на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме».
Сама процедура создания семьи выглядела местами достаточно странно. Например, считалось, что мальчик уже с 10-летнего возраста вполне созрел для того, чтобы задуматься о создании семьи. Девочек отдавали замуж в возрасте 12-13 лет. Первоначально мать жениха присматривала достойную невесту, а затем нанимала специальную сваху.
Та начинала переговоры с родителями невесты, подготавливая встречу отцов. Если после встречи соглашение было достигнуто, то начиналась подготовка к заключению брака. При этом, если молодые отказывались быть мужем и женой, их особенно никто и не неволил, поэтому говорить исключительно о браке, как договору родителей, нельзя. Если же препон не возникало, то классическая брачная церемония выглядела следующим образом.
Вначале в присутствии судьи или жреца заключалась помолвка, которая означала, что через год молодые воссоединятся. А за этот год родственники занимались так называемыми «процедурными вопросами».
В основном такая традиция была среди фараонов, однако этим же пользовались и представители более низких сословий. Однако с течением времени все изменилось, а непорочность невесты становилась залогом семейного счастья. Главным ограничением выбора пары считалось только одно – молодые должны были быть выходцами из одного сословия. Браки между представителями разных сословий не допускались.
Поэтому достаточно часто браки заключались между родственниками, например, дядей и племянницей. Браки же между членами семьи (отец и дочь, брат и сестра) имели право заключать только фараоны. Как ни странно, но самой свадьбы в Древнем Египте практически не было.
Жених или родственники жениха давали выкуп за невесту, молодые получали от обеих сторон подарки. И на этом все. Молодая жена входила в дом супруга, или же, наоборот, супруг входил в дом жены. Перед непосредственно этим событием невеста обязательно посещала храм богини Исиды, где просила благословить брак и избавить от проблем и неурядиц в семье.
Единственным практически обязательным процессом было заключение брачного контракта, который происходил в присутствии наместника фараона – джати – бывшего одновременно и судьей. В брачном контракте расписывали имущественные права супругов, а также различные варианты действий в случае непредвиденных ситуаций и обстоятельств. Также в контракте было обязательно и подробно описано, какое приданое жена вносила в дом супруга.
Наконец, самым интересным было то, что контракт предусматривал раздельное владение имуществом даже во время брака. После заключения контракта молодые в знак верности обменивались браслетами, которое позднее были заменены на кольца, которые надевались на средний палец правой руки. Собственно, на этом свадьба и заканчивалась.
Конечно, зажиточные люди могли устраивать пышные торжества по этому поводу, а у фараонов праздники длились по несколько дней. Но главным в Древнем Египте был просто процесс входа в дом невесты, не более того. Можно только отметить, что часто процесс заключения брака приурочивался либо к каким-то религиозным торжествам, либо на момент разлития реки Нил, которая считалась Богом, дарующим жизнь всему сущему.
Несмотря на то, что традиции древних египтян предполагали полигамные отношения, в основном, мужчины жили только с одной женщиной. И дело было не в удивительной верности, а в простом экономическом расчете – содержать одну жену было гораздо проще, чем двух или трех.
Дошедшие до нашего времени свидетельства говорят о том, что мужья, как правило, относились к женам трепетно и берегли их. При этом египетские законы разрешали поколотить непокорную или провинившуюся супругу. Но здесь было достаточно интересное ограничение. Женщина могла пожаловаться на мужа в суд, и если суд решал, что побои чрезмерные, то мужчину приговаривали к наказанию палками.
Максимальное число ударов доходило до ста. В случае повторного нанесения серьезных побоев женщина по решению суда могла не только право на все совместное имущество и статус единственной хозяйки в доме. Кстати, разводы в Древнем Египте не поощрялись, но были возможными.
Причинами развода могли стать бездетность супруги, её неподобающее поведение (этот факт должен был быть доказан в суде), претензии и недостаточное исполнение обязательств со стороны мужчины. Другими словами, в Древнем Египте женщина была далеко не бессловесной рабыней, а полноправным членом общества, защищённым законом. К слову о возможности стать единственной хозяйкой в доме.
Многие документы говорят о том, что это было достаточно частой одной из главных причин, почему мужчины берегли своих жен. Ведь хитрые женщины всегда могли спровоцировать супруга на поднятие руки, а что будет дальше – отлично понимали и сами мужья.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Птехотеп писал мужчинам главное правило поведения в семье:
«Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии; не говори ей: «Где это? Принеси это нам!» – когда она положила эту вещь в удобное место. Побольше молчи и наблюдай…»
Говоря современным языком – не зли и не доставай супругу, иначе выйдет боком. Кроме законной супруги египетские законы не запрещали иметь наложниц или рабынь, с которым глава семьи мог вступать в отношения. Ограничение касались только детей, рожденных от подобной связи. Они не имели никаких прав ни на имущество, ни на статус в сословии.
Поэтому египетские жены достаточно спокойно реагировали на подобные выходки своих мужей. Им никакие последствия не грозили. И все-таки в свадебной традиции Древнего Египта была одна, достаточно жуткая особенность, которая касалась свадьбы с … рекой.
Так как Нил считался Богом, а от уровня воды в реке зависел и урожай, и благосостояние египтян, ежегодно совершался свадебный обряд со священной рекой. Эта традиция появилась во времена фараона Зосера, при котором однажды Нил не разлился, что привело к засухе и голоду. Жрецы решили, что так Бог Нила показал свой гнев за непочтение к нему.
Поэтому фараон приказал привести нескольких самых красивых девушек, одна из которых и стала «женой реки». С того момента каждый год выбиралась самая красивая девушка Египта, для которой игралась пышная свадьба. А после окончания торжеств «новобрачная» бросалась в реку.
Традиция была прекращена после «фальшивой свадьбы», во время правления фараона Эгипта. Когда выбор пал на его дочь, правитель не захотел расставаться с возлюбленным чадом, а после свадьбы невесту подменили, бросив в реку искусно сделанную статую девушки. Сама же дочь фараона пряталась в тайном месте дворца.
Спустя какое-то время фараон сымитировал болезнь, тут то народу и явилась посланница Бога Нила – воскресшая дочь, после возвращения которой из реки Эгипт чудным образом воскрес. Наказал ли Нил египтян за такое мошенничество, науке неизвестно.
Как бы то ни было, семейные традиции древних египтян даже в сравнении с нынешним временем достаточно более лояльны и на самом деле направлены на сохранение нормальных и счастливых семейных отношений.