О викингах снято много фильмов, написаны тысячи книг. Но, овеянные романтическим ореолом и сейчас, во времена своего существования викинги придерживали во многом непонятных, а то и жутких традиций, с точки зрения современного человека.
Мораль и образ жизни
Несмотря на постоянные набеги, викинги в «свободное» от походов время занимались земледелием, охотой и рыболовством. При этом в сравнении со многими другими народностями викингов отличали удивительные традиции и обычаи.
Например, любые сделки заключались просто данным словом. Этого было достаточно. Сейчас такое трудно представить. Нарушение слова или клятвы, как и ложь, карались смертью наравне с такими преступлениями, как убийство и воровство. Приговорённых клятвоотступников и лжецов топили в реке. По верованиям викингов считалось, что и в загробной жизни такие люди пребывают в вечных муках, изо дня в день захлёбываясь в водах подземной реки скандинавского ада.
У викингов считалось недостойным обсуждать несчастия сородича. Если тот сам просил помощи, она оказывалась, в противном случае – нет. Никогда викинги не вступали в ссоры со вспыльчивыми людьми, а сама вспыльчивость считалась недостойной викинга. Более того, незнакомый человек никогда не мог подвергнуться насмешкам, так как за насмешки, по верованиям скандинавов, рано или поздно приходил тролль, который вырывал насмешнику язык.
Трепетно викинги относились и к павшим на поле боя, никогда их не оставляя. Самое интересное, что единственной достойной смертью считалась только смерть в бою. В этом случае павших воинов подбирали валькирии, уносившие героев в царство Одина. Души умерших же в своем доме или от старости отправлялись в другое место – царство богини Хель, что считалось недостойным мужчины.
Особенно недостойной считалась, кстати, именно смерть от старости. В таком случае недруг имел полное право насмехаться над усопшим, который принял не мужскую смерть. Поэтому, предчувствуя смерть, пожилые викинги просили родственников совершить ритуальной убийство. Об этом писал, например, Прокопий кесарийский:
«У них не полагалось продлить жизнь стариков или больных, но всякий раз, как кого-нибудь из них поражала болезнь или старость, он обязательно должен был просить своих родственников возможно скорее устранить его из числа живых. Тогда его родные, навалив большую и высокую кучу дров и положив этого человека на самый ее верх, посылают к нему кого-либо…, но только не родственника, вооруженного ножом. Полагается, чтобы убийца этого человека не был ему родственником. Когда убийца их родича возвращается к ним, они тотчас же поджигают всю кучу дров, начиная с самого низу, когда костер потухнет, они, собрав кости, тотчас же предают их земле»
Особое отношение у викингов было к мести. Во-первых, считалось, что настоящий воин не станет сразу мстить за убитого родственника или названного брата. Чем дольше ожидание, тем грамотнее будет спланирована месть. И когда обидчик погибал, викинг обязательно оставлял в его теле свое оружие, это считалось и визитной карточкой отомстившего, и знаком того, что обида смыта кровью.
Частым обычаем свершения кровной мести было сожжение врага в собственном доме. При этом ни женщин, ни детей, ни стариков в помещении не должно было находиться, потому что убивать слабых и немощных считалось недостойном настоящего воина делом.
Но часто до самого факта убийства дело не доходило. Так как каждый человек в суровых условиях Скандинавии был на счету, обидчик по решению совета мог уйти на сорок дней в горы вместе с отцом и старшим сыном.
Имущество считалось «резервом», который мог отойти родственникам убитого или обиженного. Спустя сорок дней, после возвращения, семье погибшего предлагался выкуп – вир, и только в случает отказа родни его принять, над обидчиком нависала смертельная опасность.
Удивительным был обычай «выноса» детей. Новорожденного клали в доме на землю, и никто не имел права к нему прикоснуться, пока отец не принимал решение – оставить ребенка или нет. На решения влияли и сны, и предсказания местных волхвов. Если ребенок признавался, отец брал его на руки и поливал водой. Это называлось «дать имя».
То, что викинги в бою были бесстрашны, общеизвестно. Перед боем они специально грызли край щита, чтобы разбудить в себе ярость. Но были и другие воины – берсерки. Перед боем колдуны поили их специальным отваром из мухоморов, поэтому берсерки не чувствовали ни боли, ни усталости, и в сражении были особенно свирепы, не зная ни жалости, ни пощады.
Погребальный обряд викингов также удивляет современного человека. Смерть считалась переходом в замок Одина, поэтому родственники выглядели довольными и счастливыми. Все имущество погибшего делилось на три часть – одна отдавалась семье, вторая шла на заупокойную тризну, а третья – на подобающее облачение.
Вместе с воином, как правило, хоронили собаку, лошадь, а также рабыню или наложницу, которая изъявляла желание отправиться вместе с хозяином. Перед смертью рабыня ходила по домам родственников погибшего, занимаясь с ними плотскими утехами. При этом родственники просили ее передать, что занимались с ней любовью исключительно из любви к покойному. Иногда вместе с мужем была готова уйти жена, в этом случае, естественно, никаких любовных утех с родственниками не было.
Самой необычной традицией было собрание раз в девять лет. В это время на земле самого главного ярла (вождя) собирались представители всех племен. В жертву приносились по девять самцов от каждого вида животных, а также – девять самых достойных воинов. Причем стать жертвой на таком празднике считалось для викинга наивысшей честью. Когда мужчин убивали, их кровью окроплялись все присутствующие, а тела принесенных в жертву вешались за ребра в священной роще.
Рабы и рабыни
Любые захватнические походы были целью улучшить материальное положение. Захваченных в плен мужчин и женщин судьба могла ожидать самая разная. Многих захватывали исключительно с целью выкупа, а если выкуп не предвиделся, то рабы оставались «на хозяйстве». Мужчины выполняли самую тяжелую работу, исключение составляли ремесленники, получавшие особый статус. Жениться мужчины-рабы имели право только с разрешения хозяина, при этом брак по сути семьей не считался.
Женщины и девушки также помогали женам викингов по дому, точно также не имели никаких прав, а некоторые отправлялись вместе с викингами в походы, чтобы удовлетворять возникавшие сексуальные потребности.
Но были и случаи, кода девушки-рабыни получали в семье викинга достаточно высокий статус.
Интересно, что рабами могли стать и сами викинги. Например, те, кто не мог рассчитаться с долгом. Если он не смог отработать долг, его могли выкупить родственники, предварительно доказав, что для выкупа используется их собственное имущество. Если же в качестве выкупа выступала имущество раба, то сделка признавалась ничтожной, а все имущество переходило к хозяину.
Дети рабов с момента рождения также считались рабами. Кстати, за поступки рабов ответственность нес хозяин. Например, если раб убивал кого-то, то вопросы с родственниками решал именно хозяин. Как уже он сам поступал с провинившимся, никого особенно не волновало.
Интересно то, что у викингов смерть от руки раба считалась страшным позором, что могло стать причиной кровной мести со стороны родственников к хозяину раба.
Но если отбросить подобные «коллизии», на самом деле рабов викинги также старались беречь, потому что удача могла улыбнуться не в каждом походе.