Найти в Дзене
Антон Барановский

Как синиц в назгулов превратить

Немало забавных историй можно припомнить из времен молодости, но особняком стоит рассказ о синицах-назгулах. Тогда я заканчивал аспирантуру, и однажды меня решили дополнительно нанять в дом детского творчества (так и хочется сказать - в детский дом), заниматься с одним очень необычным учеником. Так уж вышло, что он, учась на тот момент в седьмом классе, прочитал уже всю литературу по биологии, которую был в состоянии найти (я сам с подобной задачей справился классу к десятому). Напомню читателю, что интернета тогда еще не было, и найти в библиотеках нашего городка не так чтобы очень уж много можно было. Ну а прочитав, и, главное, запомнив, стал он к месту и не к месту вылезать с этим материалом, находя то и дело ошибки в рассказах преподававших в том доме творчества экологию трех бабусек. Их это, понятное дело, не радовало. Дело дошло до того, что ученик вообще решил больше не ходить на кружковые занятия, поскольку там ему было совершенно не интересно. Конечно, руководство этому не обр

Немало забавных историй можно припомнить из времен молодости, но особняком стоит рассказ о синицах-назгулах. Тогда я заканчивал аспирантуру, и однажды меня решили дополнительно нанять в дом детского творчества (так и хочется сказать - в детский дом), заниматься с одним очень необычным учеником. Так уж вышло, что он, учась на тот момент в седьмом классе, прочитал уже всю литературу по биологии, которую был в состоянии найти (я сам с подобной задачей справился классу к десятому). Напомню читателю, что интернета тогда еще не было, и найти в библиотеках нашего городка не так чтобы очень уж много можно было. Ну а прочитав, и, главное, запомнив, стал он к месту и не к месту вылезать с этим материалом, находя то и дело ошибки в рассказах преподававших в том доме творчества экологию трех бабусек. Их это, понятное дело, не радовало. Дело дошло до того, что ученик вообще решил больше не ходить на кружковые занятия, поскольку там ему было совершенно не интересно. Конечно, руководство этому не обрадовалось, и решили поискать ему лично другого преподавателя. Так вот меня и нашли. Заведующая кафедрой, когда к ней обратились, смекнула, что ведь эта работа меня от аспирантуры отвлечет, я чего-нибудь там не успею, а неуспевающего аспиранта вполне можно выгнать. Конечно, этот стратегически безупречный план в итоге не сработал, ну да тут кафедра уже не была виновата. Что интересно - этот ученик оказался у меня первым, и самым лучшим. Он до сих пор сохранил интерес к биологии, и даже работает по специальности, правда, в другом городе.

В то время я занимался мечением воробьев цветными кольцами, и дальнейшими наблюдениями за помеченными птицами, которых можно было теперь узнавать индивидуально.

Помеченный кольцом воробей перед выпуском
Помеченный кольцом воробей перед выпуском

В какой-то момент пришла в голову мысль сделать ту же работу с синицами, поскольку на кормушке их было полно, в разы больше, чем воробьев. А узнав, что ученик тоже кормит синиц, я и его подключил к этим исследованиям. Какие получились результаты, расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас о том, откуда все же взялось название статьи.

В те годы литературы о подкормке птиц было не в пример нынешним временам маловато. Но аргументы о вреде для них хлеба бытовали уже и тогда. Только они были другими. В целом о хлебе в рационе птиц мы еще поговорим, но кстати, пользуясь случаем, прошу подписчиков в комментариях написать, не встречалось ли им научных материалов на эту тему (речь именно о научных публикациях идет, а не о рекомендациях из интернета). Ученик же мой имел неосторожность бабусям, до того занимавшимся с ним, рассказать о том, что сыплет в кормушку помимо всего остального и подсушенные крошки белого хлеба. Они чрезвычайно обрадовались, что могут хоть в чем-то поймать его на нетвердом знании "символа веры", и объявили, что он тем самым поубивал всех синиц, ведь от хлеба они умирают. Механизм же этого умирания озвучили презабавный. Когда птица наедается крошек хлеба, у нее в зобе (у синиц нет зоба, ну да они о таких тонкостях не знали) он начинает охлаждаться (не на улице, а именно в зобе!!!), смерзается в комок, и потом синица не может этот хлеб ни проглотить, ни выплюнуть, а, поскольку комок смерзшийся, она теряет тепло и умирает. Я сперва не поверил, но, что самое забавное, мне потом показывали методичку, где это как раз и было написано, так что они прочитанное верно воспроизвели. До сих пор жалею, что не скопировал ее всю, ну да в те времена не только интернета не было, но и ксерокс найти было не так-то просто. Ученик не растерялся, и вопросил - как же так, он же синиц кольцует, и потом эти окольцованные синицы ему так на кормушке и встречаются, питаются тем временем теми же крошками, конечно, и другой пищей тоже, и ни одна пока не умерла, тем более, таким странным способом.

Синица с кольцом вернулась на кормушку. Некоторые возвращались даже 3-4 года спустя после кольцевания.
Синица с кольцом вернулась на кормушку. Некоторые возвращались даже 3-4 года спустя после кольцевания.

Ответ бабусек нас с ним сильно порадовал. Оказывается, не умирали синицы именно потому, что были окольцованы, эти-то кольца и не давали им умереть. А все остальные, неокольцованные, посетители кормушки, без сомнения, давно уже умерли. Как известно, подобными свойствами обладали назгулы - они продолжали свое существование практически вечно, пока действовали врученные им Сауроном магические кольца. Поэтому мой ученик логически должен быть самим Сауроном, ну а я на правах его учителя - Мелькором или Морготом, в общем, всеобщим врагом.

Такая вот вышла забавная история...

Птицы
1138 интересуются