Найти тему
Позитивная старость

Талантливого злодея я всегда предпочту бездарному обывателю. Всегда!

Друзья, пора встряхнуться. Давно хотелось мне написать эмоциональный текст. Сегодня нашёлся повод.

Поговорим о таланте и злодействе. А также о том, какое отношение к этому имеет рядовой обыватель?

На второй вопрос отвечу сразу, ибо не терпится:
- Обыватель не имеет никакого отношения ни к таланту, ни к злодейству.

Обывательщина несовместима с этими качествами. А для злодейства нужны смелость и талант.

Ведь что такое злодейство? Это оборотная сторона жизни. Её лицевой стороной является размеренное существование средней массы. Масса не плохая и не хорошая. Она в меру миролюбива и в меру конфликтна. Масса не хватает звёзд с неба. Пределом её мечтаний является семейное гнёздышко, где "он" и "она" будут копить по зёрнышку к старости свой нехитрый капиталец.

Я готов умилиться такому существованию и не нахожу в нём ничего предосудительного. Но только до определённой поры. Как только кто-то из этой средней массы, одурённый подобной идиллией, позволяет себе давать оценки другим людям - возникает другая ситуация.

Здесь требуется пояснение.

Человеческое общество только тогда сохраняет жизнеспособность, когда в нём есть герои. Это такие люди, которые являются полной антитезой средней массе, назову её "народом".

Если народу хочется тихой спокойной жизни, то у героев другие импульсы. * Они испытывают душевный непокой.
* Их волнуют вопросы смысла жизни.
* Они хотят понять законы природы.
* Их интересуют подвиги.
* Они мечтают оказаться на краю своей Ойкумены и узнать, что там?
* Они готовы, пожертвовать своей жизнью и жизнями других ради великой нематериальной цели.
* Герои равнодушны к маленьким радостям своего народа.
* Для героя не существует никаких сковывающих его уз. Он смеётся над крохотным потолком сознания обывателя и легко переступает через смехотворные запреты консерваторов.

В азарте деятельного кипения происходит случайное разделение талантливых людей на героев и злодеев. И те, и другие являются единой сущностью. Это братья-близнецы.

Но одним удаётся сосредоточиться на прорывах в материальной сфере - в науках, в искусстве, в бизнесе - и они становятся "героями".

Другие переступают общепринятую мораль. Тут возможны два пути:
1) тебя признают великим философом, вроде Иисуса Христа;
2) тебя назовут злодеем - наподобии Адольфа Гитлера.

Забавно видеть реакцию рядового обывателя на незаурядных людей типа 1) и типа 2). Она совершенно одинакова - обыватель ненавидит как Гитлера, так и Иисуса. Обыватель вообще ненавидит всё, что не укладывается в его привычный образ жизни. Он почему-то считает себя имеющим на это право.

Есть одно НО. Не будь героев/злодеев, народ до сих пор представлял бы из себя примитивное племя, жил бы в пещерах и плясал под бубен. Такой народ оказался бы лёгкой добычей другого прогрессивного племени, которое двигалось бы по пути, указанном им тамошним героем.

Повторюсь, нет принципиальной разницы, как вы назовёте своего лидера - героем или злодеем. Эту мысль хорошо выразил поэт Пабло Неруда в поэме "Хоакин Мурьета". В великолепном художественном переводе Павла Грушко диалог романтика Мурьеты с неким злодеем звучит так:

- Кто ты, потаскуха? Я тебя убью.
- Не губи, красавец, молодость мою.
Я не потаскуха, я СМЕРТЬ, изнанка жизни.
С той разницей, что, убивая, рождают меня.
Но убив меня, нельзя родить жизнь.

Человеческое сообщество, живущее в раз и навсегда заданных рамках, превращается в большой муравейник. Люди теряют индивидуальность и становятся механическими исполнителями простейших функций. Обезличенность приводит к утрате понимания ценности жизни. Какая разница, сколько вас умрёт? - один или миллион. Муравьиная самка наплодит столько, сколько надо для дела. А о вас никто не заплачет, ибо бессмысленно плакать о том, у кого нет имени.

Признаком превращения человека в муравья является спесь обывателя в отношении героя. С какого-то момента пигмей вдруг начинает позволять себе пренебрежительные ноты в адрес Льва Толстого. Или Гомера. Или Владимира Ленина. Пусть этот будет даже Адольф Гитлер.

Люди, помните. Как только вы перестанете уважать человеческий талант и превратите в образец общественного поведения свой апломб творческого импотента, ваше общество умерло. Вы всё ещё копошитесь, но на каждом из вас уже стоит клеймо смерти. Сборище серых карликов будет уничтожено. Таков закон.

Неважно, как это будет выглядеть технически. Это могут быть камни с неба, как рассказано в Библии. Или внезапное бесплодие женщин. Или кровавое порабощение. Или взрыв на Солнце.

Так или иначе, вы исчезнете. Ибо серость без героев долго существовать не может. Как не могут долго существовать свиньи с запасом желудей, если они уничтожили источник плодов - дуб.

Когда я вижу кривые усмешки в разговоре о "Квадрате" Малевича, для меня это звучит звоночком.

И когда я слышу, как малообразованный олух с пустым аккаунтом в Дзене вдруг позволяет себе заявление "Лев Толстой - автор писулек", я понимаю, что это признак деградации общества.

Так вот, я имею сообщить тому олуху, который неуважительно отозвался о писателе Толстом:

- Талантливого злодея я всегда предпочту бездарному обывателю. Всегда!

Ибо талантливый злодей может измениться, а глупый обыватель - никогда.

Остальных хочу предостеречь. Да, художественная культура разнообразна и рассчитана на разные вкусы. В каждом из направлений искусства есть свои гении. Они вам могут не нравиться. Но помимо художественной культуры, есть ещё культура поведения. Она обязывает вас уважать выдающихся людей. Тех, кто наполняет копилку человеческих ценностей. Тех, кто находит новые пути, открывает новые истины.

Без этих людей нива жизни давно бы заглохла.

Не забывайте этого! Сохраняйте свой культурный облик. Не позволяйте себе и другим опошлять окружающую нас атмосферу.

Виват Александру Блоку, Дмитрию Менделееву, Мигелю Сервантесу, Александру Попову!

Степану Разину - виват!

И множеству других гениев, кто сумел приподнять человечество хоть чуточку выше дна.

Вот с кого надо брать пример, а не с кривоязычного комментатора Дзен без аттестата интеллектуальной зрелости.

Киношный Джон Сильвер из "Острова сокровищ" (1972) в неподражаемом исполнении Бориса Андреева - тоже непростого по характеру человека.
Киношный Джон Сильвер из "Острова сокровищ" (1972) в неподражаемом исполнении Бориса Андреева - тоже непростого по характеру человека.