Найти тему
Виктория Матвеева

Как сформировать границы в поведении у ребенка.

Границы, границы, границы……. Мы живем в социуме и воспитали нас с этим понятием или нет, но мы обязаны соблюдать их. В первую очередь для самого себя Любимого. В противном случае это приводит к огромным проблемам, с которыми впоследствии справиться уже очень сложно.

Итак, все, что с нами происходит, как правило, идет далеко из детства. Давайте разбираться. Многим из нас приходилось сталкиваться с людьми разных типов личности. Одни на протяжении своей жизни к чему-то стремятся, ставят цели, преодолевают их, легко справляются с неудачами, не смотря ни на что смело идут вперёд, умеют общаться с людьми, обращаться за помощью и с достоинством принимать ее. Одним словом эти люди сами управляют своей жизнью. Другие в отличие от первых постоянно испытывают чувство неудовлетворенности, ожидание какой-то помощи, понимания, когда проблема решиться сама собой, постоянных претензий, требований по отношению к окружающим. Это категория тех людей, кто не научился и не желает управлять собственной жизнью.

В книге « Как воспитать у ребенка чувство ответственности» Г.Клауд описывается и объясняется, что такие различия между людьми происходят потому, насколько родители сформировали правильность понятия границ у ребенка.

Простой и достаточно приемлемый способ в воспитании установления границ начать с себя. Естественно в младенческом возрасте и до того, как малыш начнет познавать мир ползая, речь об установлении границ между мамой и малышом не будет идти. По мере роста ребенка, мама должна четко определять своему чаду, что он не центр вселенной. Это очень трогательный непростой вопрос для обоих. Для ребенка ограничения, во внимании предназначенного для него единственного и неповторимого происходит тяжелее, чем для мамы, которая должна возвратиться в свое прежнее состояние, к своим интересам, общению, профессиональной деятельности, для нее имеющей уже сложившиеся границы, сделать это гораздо проще.

Мама уже со своими сложившимися границами не позволит ребенку биться головой об пол, кидаться игрушками, бить ее кулаками, обзываться и т.д.

Наши выстроенные границы дают четкое понимание для детей, что нельзя шуметь, когда родители отдыхают, перебивать людей, раскидывать вещи, брать без разрешения чужие вещи, но и тем самым надо иметь понимание, что ребенок тоже личность, у которого есть свои интересы, время, общения. Все, правила и традиции, которые мы выстраиваем в семье это особое зеркало для ребенка, в дальнейшем он будет видеть и себя в нем.

Случай из практики: Долгожданный ребенок во втором браке для обоих родителей, папа стремительно занимается обеспечением и полностью возлагает воспитание чада на маму, которая забыв обо всем на свете, уходит с головой в процесс. Мама с радостью погрузилась в «воспитание», забывая о себе полностью, позволяя ребенку вести себя, так как хочется. Бытовые проблемы захватывают всех членов семьи, не замечая подрастающего ребенка. Не предупредив жену, муж мог задерживаться на длительное время, она же в свою очередь, не предоставив ему возможности высказаться, устраивала домашние разборки, позволяя кричать и выражаться. Ребенок в свою очередь воспринимает модель поведения родителей за норму. Если ты злишься - тебе за это ничего не будет. Если я сильнее могу кричать, остальные должны терпеть. Все зависит от того, какой человек находится рядом. Как вы думаете какая личность вырастит???????? Уверяю, что такому человеку нет смысла доказывать, что нужно контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации и вести себя адекватно по отношению к границам другого человека.

В данном случае все оказалось печально. Ко мне обратился уже взрослый человек, который не умел общаться, поэтому остался полностью один без друзей, семьи, любимой работы. Не мог правильно поставить цель, чтобы добиваться ее, бросал начатое на середине, в надежде, что решится все само собой. Я не буду углубляться в эту ситуацию, почему получилось так.

Как правило, отзеркалив модель поведения в своей семье ребенок будет вести себя точно так же по отношению ко всему.

Хочу сказать одно, что в большинстве случаев границы в семье должны выставляться для всех ее членов. Мы не должны говорить о палке с одним концом. Мы должны иметь четкое представление о своем поведении, никому не позволяется разговаривать неуважительно по отношению к другому, не сдерживать своих обещаний без уважительных причин, перебивать. Зачастую взрослые не замечая, этого могут оборвать ребенка на половине его рассказа, раскидать в прихожей свои вещи, помчавшись на кухню готовить ужин, увлечься ненужным телефонным разговором или просто интернетом, при этом пообещав ребенку прогулку или совместную игру. Что же мы в последующем хотим от него, когда при просьбе о какой-то важной помощи, он не может оторваться от компьютерной игры??? Ребенок вправе получить степень свободы и ответственности в своих действиях, но конечно в зависимости от его возраста.

Как только я затрагиваю эту тему меня несет…. Я понимаю, что слишком большой объём информации утомляет. Поэтому в следующий раз я расскажу, как конкретно прекратить нежелательное поведение детей. Ну а вы делитесь своим мнением и примерами, друзья!