Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Юмор тоже взрослеет. О чём на самом деле новый фильм Квартета И

   Юмор тоже взрослеет. О чём на самом деле новый фильм Квартета И
Юмор тоже взрослеет. О чём на самом деле новый фильм Квартета И

Едва новый фильм Квартета И «О чём говорят мужчины. Простые удовольствия» вышел на экраны, как тут же в него полетели комья критики: нет сюжета, глубины и резкости, шутки пошлые, герои постарели и иронизируют не так остро (что, наверно, вполне естественно в сегодняшних реалиях), и, вообще, участники Квартета И уже всё сказали в предыдущих «сериях». То, что они стали старше, это вполне естественно. И то, что поменялся их юмор (стал более философским и даже с грустинкой) — это тоже естественный процесс. И да, в новой экранизации «разговоров» нет сюжета, нет драмы и уж тем более экшена, к которому привык зритель, воспитанный на экранизациях американских комиксов. Это кино совсем про другое.

«Сначала ты о чём-то мечтаешь, потом вспоминаешь, а где то время, когда ты получаешь от этого удовольствие, собственно, живёшь?» — этот риторический вопрос, произнесённый в начале киноповествования, мог бы стать эпиграфом к нему.

Как следует из титров, дело происходит 14 июля 2019-го, хотя картину снимали позже, судя по кадру со скульптурой «Большая глина № 4» Урса Фишера, которая появилась на Болотной набережной у центра искусств «ГЭС-2» в 2021-м. По ходу следования героев часто попадаются афиши концерта группы «Би-2», на который герои решают пойти, но (спойлер) не попадают на него в итоге. Из архива «Афиши» на сайте группы следует, что никакого концерта в июле 2019-го в Москве музыкантов не было. «Временной сдвиг» был придуман по причине того, что в 2020-21 в Москве свирепствовала пандемия, и все массовые мероприятия были отменены. А потом начались события на Украине. И герои фильма не очень хотели, чтобы их «праздношатания» происходили на фоне тревожных событий.

Лёша (Леонид Барац) предлагает избавиться от проблем, которые есть у каждого из четырёх персонажей (хотя играют они сами себя и, в целом, не играют, а просто предстают самими собой), старым «дедовским» способом.

«Когда у моего деда были проблемы, — вспоминает Лёша, — он уходил из дома на 3-3,5 часа и "вышагивал" проблемы. А когда возвращался домой с готовым решением, произносил: "Значит, будет так... "» Четыре друга погожим летним днём решают задвинуть все свои дела и прогуляться по Садовому кольцу столицы, заходя в бары «промочить горло» и ведя при этом душевные беседы.

«Первым должно быть шампанское, — говорит Слава под бульканье шипучего напитка в бокалах. — Когда ты начинаешь день с глотка шампанского, ты чувствуешь — жизнь тебе улыбается прямо с утра».

Шампанское три друга начинают пить за кадром без Саши, который постоянно опаздывает. Это раньше он приходил первым, а потом понял, что всё равно все опаздывают, так какой смысл приходить первым?

После шампанского герои тестируют дешёвый коньяк из пластиковых стаканчиков, пытаясь почувствовать вкус того самого плохого коньяка, который покупали лет 20 назад в ларьке на набережной Москвы-реки. И не потому, что им это нравилось, а потому, что не было денег на дорогой. Сегодня они могут себе позволить арендовать кораблик и пить во время движения хороший дорогой коньяк. Но они специально находят плохой, пьют и пытаются вернуться в прежние времена.

   Фото: Централ Партнершип
Фото: Централ Партнершип

«Он плохой, но не ужасный, — говорит Лёша. — И потом, это коньяк, а тот же был вообще неизвестно, что такое. Ты вспомни, мы в одном и том же ларьке покупали один и тот же коньяк, но он всегда был разного вкуса, но всегда ужасный».

— А ты самый дешевый купил? — обращается Слава к Камилю.

— Я хотел, но продавщица сказала: «Возьмите этот. Он немного дороже, но хуже», — отвечает Камиль, пробуя коньяк, и соглашается с друзьями: — Нет, не то.

​В этом неспешном киноповествовании с рассуждениями об изменах, женской и мужской дружбе, отношениях с приятелем, взятым на работу, но не соответствующим должности, о том, в каких случаях правильно писать «нахер» слитно и раздельно и т. д. — тоже есть своя прелесть, намекают нам герои фильма.

В середине фильма журналист интервьюирует некую «простую зрительницу», выясняя, как ей картина.

«Если через пять минут на экране не появится положительный женский персонаж, я выключаю», — говорит она. Секундомер отсчитывает 5 минут, и в кадре появляется владелица благотворительного фонда «Доброе сердце» (намёк на реальный фонд «АиФ.Доброе сердце», спасающего, между прочим, огромное количество детских жизней). Мать троих очаровательных детей, вылезающих из-под стойки бара, приходит в заведение лишь за тем, чтобы забрать телефон, забытый супругом.

   Фото: Централ Партнершип
Фото: Централ Партнершип

Таких вставок, которые разбавляют беседы героев, масса в фильме. Уставший от жизни Дмитрий Нагиев, рассуждающий о сексе в качестве кардионагрузки. В одном случае это «троллинг», в другом — перебивка, снижающая пафос воспоминаний о сложных отношениях Саши с его родным отцом, который ушёл к любовнице и воспитал чужого ребёнка вместо своего.

Герой Бараца произносит фразу: «Это вам любой психолог скажет». Тут же в кадре мы видим «любого психолога», рассуждающего о причинах женских депрессий — у одной потеряна работа, сын в тюрьме, дочь «залетела» неизвестно от кого. А у другой пациентки — причиной «суицидального» синдрома стало то, что муж купил ей вместо «Мерседеса» «Ауди». «Иногда люди парятся из-за такой фигни», — заключает «любой психолог».

Гарик (Будьдог) Харламов, развалившись на диване в халате и следящий за действием на экране, разносит новый фильм Квартета в пух и прах. Нецензурная лексика «запикивается».

Этот фильм не эпохальное высказывание, не попытка повторить самих себя. Это «разговоры мужчин», которые по-прежнему интересно слушать. Они говорят ровно о том, о чём мы, мужчины, все говорим на кухнях, в барах, бане. Это кино как раз из серии «простых удовольствий», которые мы разучились получать. А я получил. Посмотрел один раз, смеялся до слёз, ушёл в хорошем настроении, а потом захотелось пересмотреть ещё раз. И снова пошёл в кино со старшим сыном. И снова смеялся, грустил вместе с героями и получал удовольствие. Фильм совсем не требует временной привязки. Он вневременной.

   Фото: Централ Партнершип
Фото: Централ Партнершип

Смотря фильм, замечаешь, как же похорошела Москва. А мы ведь, живя в ней, и это разучились замечать. Мы разучились замечать то хорошее, что совсем рядом. И мне вдруг стало так тепло и уютно от осознания, что я в этом городе живу. Захотелось пройти тем же маршрутом, которым идут герои, полюбоваться летней столицей, порассуждать о том же самом, выпить там, где выпивают Слава, Лёша, Камиль и Саша. Присесть на скамейке, достать запотевший алкогольный напиток, закусив салом и чёрным хлебом. По мне, это очень правильное, нужное именно сейчас кино. И оно, как ни странно, может быть, это звучит, патриотическое. Просто оно, как мне кажется, вышло в неудачное время, когда о простых удовольствиях, которым предаются герои, говорить как-то неудобно. Но мы всё равно должны их получать, потому что другого времени для того, чтобы жить, у нас не будет.