Омон Ра является одним из первых романов Виктора Пелевина и представляет собой историю про мальчика по имени Омон Кривомазов и его постепенном взрослении. Как говорит большинство литературоведов и критиков, роман является обличительный антипропагандой советской тоталитарной системы.
Тем не менее, столь однобоко книгу Пелевина трактовать не стоит вдумчивый читатель увидит множество религиозных и других символов, да и, по сути, тоталитаризм, который облегчает автор, является не только присущим сугубо Советскому Союзу, но и вообще - символ несвободы человека в этом мире, как таковой.
Он с детства мечтает о покорении космоса. Именно поэтому вся его жизнь наполнена различными косметическими символами, условная первая часть книги посвящена рассказу о его отдыхе в детском лагере Ракета. Тут Пелевин использует довольно много оригинальных метафор, в частности описывает ракету под потолком в столовой лагеря. Главный герой обнаруживает заключённого там пластилинового человечка - символ человека взаперти лишенного свободы.
Когда наступает нужный возраст, главный герой поступает в летное училище и оказывается в каком-то совершенно фантасмагорическом и во многом бутафорском учреждении. Во-первых, курсантам там отрезают нижнюю часть ног, для того чтобы они могли помещаться в космические корабли. Мало чему обучают, а всё обучение, которое имеется относительно космических полетов, представляет собой по большей части бутафорию и нелепость. Однако, как и подобает военным, они изучают танцы, в частности калинку. Понятное дело, что подобные ассоциации соотносятся с тоталитарным режимом, который требует от человека каких-то невероятных и зачастую нелепых подвигов, ради неизвестной цели. Курсантам отрубают ноги, для того чтобы они летали на самолетах, хотя в нормальном государстве могли бы изобрести более удобные космолеты.
Омон принимает участие в полете на Луну, как в итоге оказывается, ни на какую Луну они не летают, а речь идёт о павильонах съёмках этих полетов и про бутафорские характер полета сами космонавты порой ничего не знают. Омону а в итоге удается выбраться из этой системы, он выбирается сначала из своего лунохода, а потом и бежит, не без приключений, со съемочной площадки, где, такие же как он, специалисты несут свою вахту и снимают нелепое кино про покорение Луны и космических пространств, для того чтобы делать пропаганду ради остальных жителей страны и их не менее эфемерных целей.
В итоге из подземного бункера герой бежит в лабиринты метро и оказывается на московский станции метрополитена, где садится в поезд и бежит от своей прежней жизни. Финал автор оставляет открытым и неизвестно, какой путь дальше выберет главный герой. В отличие от, к примеру, книги Жёлтая стрела, где герой получает свободу, вырвавшись из системы. В Омоне Ра не совсем понятно останется ли Кривомазов частью этой системы или сможет сделать нечто радикальное. О возможности радикального поступка говорит подчеркнутое Пелевиным наличие стоп-крана рядом с картой путей метро, которую Омон разглядывает в заключительной части книги.
Больше обзоров на книги вы найдете на моем сайте «Обзоры книг»