Начало тут.
Особую группу подарков составляют книги, альбомы и брошюры, подаренные министром обороны Индии Я.Б. Чаваном, и переданные в музей 26 февраля 1965 г. послом Индии в СССР Т.Н. Каулом. Они рассказывают об истории Индии, возникновении древней цивилизации, об истории и философии индуизма, ислама, и других религий, которые присутствуют в этой древней стране.
Среди книг представлены работы выдающегося лидера индийского национального освободительного движения, политического и государственного деятеля Джавахарлала Неру, в которых излагается биография индийского политического лидера, а также его взгляды на мировую историю. В книге Джавхарлала Неру «Glimpses of history» (Взгляды на мировую историю) содержатся письма к дочери Индире Ганде, написанные автором в тюрьме. Индира Ганди после Джавахарлала Неру стала первой и единственной женщиной – премьер-министром Индии.
Красочные альбомы с достопримечательностями современной Индии знакомят нас с ее культурой, народными традициями, искусными ремеслами.
В 1966 г. президент буржуазной партии ИНК (Индийский национальный конгресс) К. Камарадж подарил музею макет Храма Брихадишвара, выполненного из сердцевины камыша, производство которого в течение последних 800 лет развивалось на юге Индии в провинции Танджур. Водяной камыш растет в изобилии в орошаемых водоемах этой местности. Для изготовления из него различных изделий мастер выбирал сердцевину камыша, ствол которого разрезался на куски от 6 до 9 см. С этих кусков ножом вдоль ствола снималась кожица. В соответствии с представлениями мастера общего вида изделия камыш разрезался на прямоугольную, кубическую сферическую и др. детали. Составные части собирались и склеивались. Предметы из сердцевины камыша имеют естественно беловатый цвет, внешне напоминая слоновую кость.
Настоящий храм, воспроизведенный в макете, построен в южной Индии в провинции Танджур в 11 веке во время правления средневековой династии Чолов. Именно в этот период получило развитие культовое храмовое строительство. Именно в нем раскрываются основные особенности индийского искусства того времени. Сам храм рассматривался как вместилище и воплощение божества. Это отразилось в архитектуре храма, для которого характерно строгое подчинение целому каждой его части.
Индусские храмы – могущественные центры веры и просвещения. Еще в 6-7 вв. определились два основных типа наземного храма: северный и южный. Храмовая архитектура южной Индии – это триумфально-величественные сооружения с геометрической четкостью форм. Для храмов южного типа характерна возвышающая над святилищем так называемая «шикхара» в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом. В храме расположен открытый прямоугольный двор, характерный для средневекового храмового комплекса. Храм в Танджуре является олицетворением военного могущества и централизованной власти. Величественность и монументальность храма ярко выражена в ясной объемно-пространственной композиции, в которой доминирует высокая пирамидальная башня «шикхары» с четким силуэтом.
В 1967 г. между Волгоградом и индийским городом Мадрасом (с 1996 г. город называется Ченнай), расположенном на берегу Бенгальского залива, были установлены дружеские связи. Находясь в нашей стране, президент Всеиндийской Национальной партии Конгресса господин Камараджа и министр промышленности Индии Венкатерман посетили и Волгоград. В беседе с ними председатель исполкома Волгоградского городского Совета народных депутатов И.М. Королев высказал пожелание установить братские связи с индийским городом Мадрасом. Возвратившись на родину, представители индийской делегации сообщили об этом муниципалитету Мадраса, который сразу же поддержал инициативу Волгоградских властей. Первая делегация из Мадраса во главе с мэром Эра Самбатхамом прибыла в Волгоград в июне 1967 г. с целью установления дружественных связей и культурного сотрудничества между двумя городами. В ходе встреч и бесед между сторонами состоялся обмен мнениями по вопросам современного международного положения и установления дружественных связей между Волгоградом и Мадрасом. И 27 июня был подписан Протокол о дружбе двух городов.
Об этом событии напоминает ожерелье из вечно пахучего сандалового дерева, подаренное делегацией Мадраса, посетившей музей Обороны Царицына-Сталинграда. Из сандалового дерева в Индии изготавливались различные художественные изделия, а ожерелье из сандала по традиции преподносилось почетным гостям, посетившим Индию.
Тогда же была подарена скульптурная композиция «Бог Вишну со своей женой богиней Лакшми».
Она выполнена из цветного металла и сандалового дерева. Один из трех главных богов в индуизме, хранитель мироздания и вселенной, бог Вишну и его жена, богиня семейного благополучия, счастья и богатства, олицетворяющая энергию своего супруга, Лакшми изображены в беседке «чатри». Богиня Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. И не случайно она часто изображена в индийском искусстве рядом со своим возлюбленным мужем богом Вишну. Композиция крепится на деревянной подставке, с трех сторон которой прикреплены металлические пластинки с выгравированными на них надписями: «Наши лучшие пожелания Волгоградскому Совету. Подарено от имени корпорации Мадраса в 1967 г., мэр города Эра Самбандхам».
В 1968 г. делегация из Волгограда совершила ответный дружеский визит в Мадрас, во время которого ей был вручен Приветственный адрес. В приветствии муниципалитет Мадраса выразил надежду, что визит делегации горсовета Волгограда укрепит связь между двумя странами.
В 1970 г. делегация исполкома Волгоградского Совета вновь посетила Мадрас. Итогом встречи стало принятое Коммюнике – итоговый документ, в основе которого лежит Протокол о развитии дружеских связей между Волгоградом и Мадрасом, подписанный в 1967 г. Так зародилась дружба двух городов – Волгограда и Мадраса.
Подарки городу, при всем их разнообразии, объединяет нечто общее – они являются символами безграничного уважения к Сталинграду, его героическому прошлому.
История подарков свидетельствует о широте связей, развитии дружеских контактов между двумя странами. Знакомство с индийскими подарками позволяет нам глубже узнать историю и культуру древнейшей страны, понять ее прошлое и настоящее. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства имеет большое художественное значение. Она является замечательным свидетельством высокого развития индийского ремесла. В нее входят различные виды прикладного искусства, характерные для индийского народа: от производства ткани до сложной обработки металлов. Все подарки согреты горячим чувством признательности героическому Сталинграду, поэтому все они являются своеобразными реликвиями дружбы.
Галина Митрофанова
.