Как исцелиться от греха? Без чего невозможно достичь совершенства? Какой удел развратного общества? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в Неделю о блудном сыне, 12 февраля.
В этот день во время Литургии читалась евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32).
Владыка Арсений отметил, что в Евангелии ей предшествуют две другие: о заблудившейся овце (Лк. 15:4–7) и о потерянной драхме (Лк. 15:8–10). «Все три притчи связаны между собой. Под пастухом, который нашёл овечку, под хозяйкой, потерявшей драхму (монету), и под отцом, принявшим блудного сына, подразумевается Господь. А под овечкой, драхмой, блудным сыном — впадший в грех человек. Но если овечка сама не желая того заблудилась, и драхма случайно была потеряна — так, бывает, в жизни мы ненамеренно отходим от Бога, заблуждаемся, — то в притче о блудном сыне говорится о намеренном отступлении от Бога», — сказал архиерей.
Однако покаяние переродило душу этого грешника из притчи. «Блудный сын, как говорится в Евангелии, “пришёл в себя” — он как бы воспрянул от греховного сна, в котором пребывал», — продолжил наместник Лавры.
Оказавшись в бедственном положении, ощутив близость смерти, грешник осознал свои грехи и раскаялся.
По словам владыки Арсения, хотя может показаться, что блудный сын отправился домой просто ради скорейшего возвращения себе комфортных условий жизни, на самом деле его путь был вовсе не лёгок. Этим путешествием сын явил подвиг покаяния.
«Страна, где он находился, была далеко от родительского дома. Преодолевать большое расстояние человеку голодному, измождённому не просто. И какие мысли были у него: а примут ли его дома? А не выгонят ли его — ведь оскорбил отца своей дерзостью, расточил заработанное отцом имение и оставил без помощи старшего брата? Тем не менее, блудный сын хотел выговориться родному человеку — отцу (он понял, что расточившие с ним его средства и затем исчезнувшие “друзья” вовсе не были друзьями, а единственным родным человеком был и остаётся отец). И весь долгий путь он сохранял чувство самоукорения и самоосуждения», — пояснил митрополит.
У сына переменились ценности, он возненавидел свой прежний образ жизни и вернулся домой под руководство отца, к трудам.
«Так и нам, братия и сестры, нужно помнить: мало принести покаяние в грехе. Можно осознавать его, можно даже плакать о грехе своём, но святые отцы говорят: “Даже если будешь каяться — если ты не возненавидел грех, ты будешь вновь и вновь с лёгкостью повторять его”. Таким образом, грех нужно возненавидеть», — сказал архиерей.
Как отметил владыка Арсений, не раз в истории встречаются примеры того, когда блудными сынами — только не раскаявшимися — было наполнено всё общество.
Возведение разврата в ранг нормы жизни наблюдается и сейчас. «Из книг это выплёскивается и из экранов телевизоров. Несовершеннолетние дети в интернете сталкиваются с таким развратом, какого наши отцы, матери и в мыслях не могли помыслить или гнушались как мерзости. У нас это всё возведено в ранг нормы жизни», — отметил владыка наместник.
«Святые отцы говорят, что грех не может существовать сам по себе, он тянет за собой цепочку других грехов», — продолжил он и подчеркнул, что «блудная, разнузданная, развратная жизнь, как правило, влечёт за собой жестокость, кровожадность, злобу». Пример тому — Римская империя в I веке. Живший тогда философ Сенека писал: «Целомудрие и стыдливость в нашем обществе ушли на небо, а невинности в обществе не осталось». То время «прославилось» кровавыми бойнями гладиаторов на аренах цирков (они были не только в Риме, но и во всех крупных городах), рабовладельческим строем, когда раба не считали за человека и продавали, как скотину. В то время жили одни из самых жестоких императоров и царей: Ирод, Калигула, Нерон…
По словам владыки, оставляя своих детей в этой неравной борьбе с пропагандой греха самих, взрослые обрекают их на гибель. «Не должно быть беспечности, махания рукой: “Все так живут”, — за детей надо переживать. Но как? Мы сегодня должны вымаливать поколение, которое придёт нам на смену. Тогда и у нас будет мир, спокойствие и добрая счастливая старость», — пояснил наместник Лавры.
Возвращаясь к разговору о евангельской притче, владыка Арсений отметил, что через неё Господь показывает, как Он относится к раскаявшемуся грешнику. «Не наказывает, не укоряет — радуется его перемене, любит его, сострадает, оправдывает… Грех — болезнь, её надо лечить. А лечение человека всегда связано с заботой о нём и любовью», — пояснил архиерей.
Это значит, что каждый, если хочет быть подражателем Небесному Отцу, прообразом Которого являлся отец из притчи, должен относиться к другим людям с любовью, заботой, всепрощением, неосуждением.
«“Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5:48), — напомнил он слова Спасителя. — То есть совершенству нет предела. Но оно не бывает без первой ступени — когда мы, подобно блудному сыну, “придя в себя” — увидев себя в греховности, — принесём раскаяние, и тогда живое покаяние поможет нам преодолеть грех и возненавидеть его».
Для достижения этого нужно собственное стремление преодолеть грех и Божья помощь. «И примириться с ближними мы должны, — продолжил наместник Лавры. — И себя осудить. И углубиться в себя и найти в своей душе живую искорку добродетели, сохранить её и развить с помощью таинств церковных — исповеди, причащения Святых Христовых Таин — и молитвы».
«И помните, что не только грех влечёт за собой последующие грехи, но и добродетель не может быть одна! Если человек совершает одну добродетель, то будет совершать и вторую, третью, четвёртую… И ему станет радостно совершать творить добро. Для него будет утешением радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими, помогать в трудную минуту тем, кому требуется помощь. Почему? Да потому что где добродетель — там Бог как Источник всякой добродетели. А где присутствие Божие — там весь рай присутствует: и Божия Матерь, и ангельские силы, и святые угодники Божии», — заключил митрополит Арсений.
Подать записки о здравии и о упокоении
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2023 г.