Найти тему
Записки у изголовья

Три дня в Риме: первый

Мне тут один комментатор язвительно написал: "А хотите, я расскажу о своей поездке в 1997 г.?" Ну, подколоть хотел: мол, устарели мои статьи.

А что значит — устарели? Я не о модах сезона пишу, а как-то всё больше о культуре и достопримечательностях. Да и сама с удовольствием читаю, например, о путешествии И.А.Гончарова на фрегате "Паллада" в 1852 г.

Вот этот пейзаж, по-моему, тоже вряд ли изменился не только с 2014-го, но и с 1914 года...

В общем, кому интересно, почём нынче спаржа в Риме и сумки в Милане, — вам не сюда. Потому что я расскажу о поездке в Италию в 2014 г.

Точнее, напишу я только о трёх днях в Риме. Увы, я нечаянно удалила фотографии Флоренции и Венеции (а по Венеции я гуляла целую неделю).

Итак, Рим!

Он начинается внезапно: вот только что ехали по сельской местности, по каким-то невнятным пригородам — и вдруг...

-2

И сразу понимаешь: это особенный город. Величественный и монументальный.

-3

Древний. Очень древний.

-4

В 13.15 начинается пешеходная экскурсия от моста Umberto I.

Застройка какая-то совершенно фантастическая, в которой неприметный и даже скучный дом может включать в себя кусочек старины. А так как на узких улочках нет места для цветников, то они перебрались на крыши и террасы.

-5

Пьяцца Навона — огромная площадь на месте древнеримского стадиона Домициана (I в.). Окружена домами в основном эпохи барокко. Здесь же две пышных церкви — Святой Агнессы (17 век) и Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (12 в.).  Но трудно определить, куда смотреть: на здания или на фонтаны. Фонтанов здесь три.

Фонтан Нептуна (конец 16 в., но скульптуры — 19-го).

Фонтан Мавра (конец XVI века, скульптуру мавра изготовил Бернини, остальные фигуры относятся к XIX веку).

А в центре площади — фонтан Четырёх Рек, масштабный и помпезный, работы Бернини в сотрудничестве с другими скульпторами (1647—1651). В центре египетский обелиск, коих римляне много вывезли к себе.

-8

Вокруг статуи, олицетворяющие великие реки четырёх частей света: Нил (Африка), Ганг (Азия), Дунай (Европа) и Ла-Плату (Америка).

Такое впечатление, что два гиганта прикрывают глаза, ослеплённые красотой Девы Марии на крыше церкви. А она такая скромная: "Ну что вы, что вы..."

-10

Из фонтана пьют лев и бегемот, изготовленные Лаццаро Морелли.

-11

Да, это бегемот. В смысле — гиппопотам. Так его себе представляли, исходя из названия "речная лошадь".

-12

Честно говоря, фонтаны я фотографировала два дня спустя, утром, когда на площади было мало народу. Во время экскурсии мне это не удалось.

Идём дальше.

Фонтан, я так думаю, эпохи Возрождения. По-моему, иллюстрирует изречение "Книга — источник знаний". Ну, или как писал наш Владимир Мономах, "Книги суть реки, напояющие Вселенную". Шарики-пилюли напоминают о семье Медичи, а надпись SPQR в Риме повсюду: «Senatus populus que romanus» («Сенат и народ Рима»)...

-13

В стороне мелькает какая-то необыкновенная (даже для Рима) улица: узкая и темноватая, как ущелье, с домами, заплетёнными плющом. Это Виа деи Коронари. Я её сфотографировать не успела, а из множества фотографий в интернете моим впечатлениям более или менее соответствует эта:

Автор фотографии: https://suomilarissa.livejournal.com/
Автор фотографии: https://suomilarissa.livejournal.com/

Церковь Святого Евстафия с оленьей головой: по преданию, этот римлянин принял христианство после того, как на охоте увидел крест между рогами оленя. При императоре Адриане его отдали на растерзание диким зверям, но они не тронули Евстафия. В связи со всеми этими легендами, он стал сначала покровителем охотников, а сейчас — и вообще животных (странная, конечно, трансформация). Но это ведь хорошо, что у зверюшек есть свой небесный заступник?

-15

А потом неожиданно выходим к какой-то странной громаде... Мама моя, да это же Пантеон!

-16

Какой же он старый!

-17

Вход бесплатный, и мы зашли, но в тот раз я ничего не фотографировала, потому что народу было о-очень много. А я знала, что завтра или послезавтра приду сюда рано утром...

-18

Между тем небо всё хмурилось, хмурилось...

-19

На площади Минервы стоит такой вот обелиск со слоном. Скульптор Бернини много сделал для украшения Рима. Но экскурсовод обращает наше внимание на анатомически неверные задние ноги слона — коленками назад...

-20

А народу-то! Кстати, здание с круглым окном — это Санта-Мария-сопра-Минерва, как утверждают, единственная готическая церковь Рима.

-21

Я очень хотела увидеть эту ногу, но не знала, найду ли её. А вот она! Чья нога — неизвестно, но говорят, судя по фасону сандалии, египетская. Улица в честь неё так и названа — Via Pia del Marmo, улица Мраморной Ноги.

-22

И вот так тихо-незаметно мы дошли уже до площади Венеции...

-23

...и направились было к Колизею, как вдруг хлынул дождь! Да какой! Это был настоящий тропический ливень. Он шёл стеной. С высоченных сосен падали огромные шишки, а по дороге бежал поток воды. Мы прижались к стенам домов, пытаясь спрятаться от ветра и струй дождя под выступами крыш и балконами. Рядом нарисовались жизнерадостные чернокожие "итальянцы", предлагающие купить зонтики и дождевики. У меня, наученной горьким опытом, дождевик был свой, а другим пришлось потратиться. (Кстати, покупайте лучше дождевики. Зонтики, продаваемые этими гражданами, обычно одноразовые: вы их откроете, закроете... а потом больше не сможете открыть).

А дождь всё не кончался... Расстроенный экскурсовод вызвала по телефону наш автобус. Водитель Марио, на свой страх и риск, остановился в запретной зоне возле Колизея. Из-за потоков воды ничего даже нельзя было рассмотреть.

Нас отвезли в гостиницу. Когда гид утром сказала, где находится наша гостиница, я расстроилась, а некоторые туристы даже возмутились. У нас была оплачена гостиница "в центре Рима", а жить предстояло на какой-то Via Clitunno, которую даже не на каждой карте найдёшь. В моём понимании, да и в понимании других туристов, центр — это, конечно, не рядом с Колизеем, но хотя бы рядом с вокзалом Termini.

О, как мы были неправы! Тихая, уютная улочка располагалась неподалёку от площади Буэнос-Айрес, и отель назывался так же. Вокруг стояли красивые виллы, окружённые садами, и цвели олеандры...

В номере было всё необходимое (даже складная сушилка для белья), а за окном такой вот римский дворик. Внизу гулял серо-полосатый кошак, не пожелавший фотографироваться...

-25

Поначалу у меня были планы погулять по вечернему Риму самостоятельно. Но я ещё не разобралась, как выбраться от отеля к каким-нибудь достопримечательностям. Поэтому оплатила автобусную экскурсию "Вечерний Рим". Конечно, фотографировать пришлось из окна автобуса, но кое-что получилось.

Вот это, например, остатки Circo Massimo (по-латыни Circus Maximus), то есть Большого цирка — древнеримского ипподрома, где проводились состязания колесниц. Он был длиной в 600 и шириной около 150 м, окружён трибунами, а посредине стояла платформа, украшенная обелисками. Действовал с 4 в. до н.э. по 6 в. н.э. В Средние века каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (например, рок-концерты). На заднем плане руины императорских дворцов, слева то ли мусорные баки, то ли биотуалеты.

-26

Окрестности церкви Sant'Omobono — место археологических раскопок. До христианской церкви здесь находились языческие храмы.

-27

У подножия мемориала Витториано установлен огромный экран: начинался чемпионат мира по футболу.

-28

Замок Святого Ангела. Увы, лучшей фотографии я сделать не смогла. Это интересное здание возвели в 125 г. как мавзолей императора Адриана и его семьи. Затем много раз перестраивали, в результате получилась крепость.

-29

Алтарь мира. Я всё думала: смогу ли я до него добраться? Вот, увидела.

Этот масштабный алтарь был воздвигнут римским сенатом в честь Пакс — малоизвестной у нас богини мира — в 13 г. до н .э. Реконструирован в 1937г., а в 2006 г. над ним установили стеклянный павильон.

-30

Затем мы вышли из автобуса на верху знаменитой Испанской лестницы. Увы, церковь Сантиссима-Тринита-дей-Монти (Святой Троицы) была окружена строительными лесами и плотно закутана сеткой. Фонтан "Баркачча" ("Лодочка") у подножия лестницы тоже находился на реставрации.

-31

Кстати, среди рекомендаций типа "10 вещей, которые надо сделать в Риме" встречается такая: "Посидеть на ступеньках Испанской лестницы". Так вот: лучше не надо. Выглядит это некрасиво, да и мешает окружающим.

-32

Улицы в районе площади Испании уютные, многочисленные кафе так и манят.

-33

А нас довели также до фонтана Треви... который тоже был закрыт на реставрацию...

Что-то какой-то неудачный получился первый день в Риме. Но я не огорчалась: впереди было ещё два дня! И поверьте: это было очень интересно!

Продолжение следует...