Найти в Дзене

Тирасполь. Начало

Тирасполь. Начало

В Тирасполь меня привезла баба в начале лета. До начала занятий в школе время провели в селе Суклея, неподалеку от Тирасполя. К началу занятий в школе мама забрала меня в Тирасполь. Спал вместе с ней на одной кровати в женском общежитии. Ничего так – да, пацан пятиклассник в одной кровати с матерью. Такое и не снилось, вначале подрастающим детям, а потом внукам, которые уже имели свои детские комнаты. Мама работала штукатуром - маляром, я пошел в пятый класс школы номер 9. Меня, к моему счастью, освободили от изучения молдавского языка, так как здесь его учили с начальных классов, и я уже отстал.

В целом переезд и укоренение на новом месте дался мне нелегко, как вырванному из привычной среды меланхолику. Но деваться некуда, стал потихоньку врастать в новую грядку.

Запомнилось, как я с интересом и неоднократно наблюдал за игрой в шахматы мужчин, расположившихся на скамейке возле общежития. Через некоторое время мы устроились с одним знакомым мальчишкой за столом в шахматном сражении. Оба – никакие, знающие только как ходят фигуры. Но благодаря знающим болельщикам игра шла, только подсказки были, почему то, в основном, моему сопернику. В итоге я проигрывал и проиграл. Ух, как я злился. Но начало было положено.

Спустя несколько месяцев руководство на маминой работе все же осознало неприемлемость присутствия уже подростка в женском общежитии и предоставило нам с мамой, а еще совместно с нами еще одной матери одиночки с сыном восьми лет одноместную квартиру на 2 этаже 4х этажного дома. О! Там был туалет, совмещенный с душем. Там у меня была отдельная кровать. Там был стол, за которым я мог выполнять домашние задания.

На новом месте со мной произошло событие, после которого я, уже много позже, поверил в существование ангела хранителя (потом у меня еще случались аналогичные события). Неподалеку от дома находился палисадник, огороженный штакетником, состоящим из кольев высотой, где то полметра. Я любил время от времени шагать по этим кольям. Но, в тот неприятный момент, когда я в очередной раз вышагивал по кольям, подвернулась нога, и я грохнулся головой вниз. Острие кола пришлось мне аккурат под глазом. Боль, кровь. Я сгоряча, напугавшись и терпя боль, помчался домой к маме (был выходной, и она была дома). Мама, заполошно заохав, подхватила меня за руку, и мы побежали в медпункт, который был неподалеку. Мне обработали глаз и около. К счастью глаз не пострадал.

Спустя пару лет наш с мамой социальный статус еще раз улучшился. Нас перевели в коммунальную квартиру, где у нас была уже отдельная комната. В соседней комнате жила семья: отец, мать и сын. А еще были – о! – кухня, туалет и ванная.

Но, где уют и где моя мама с ее авантюрной жилкой. Где-то, через год с лишним соседка обратились к маме с интересным предложением. У нее брат жил в барачной халупе недалеко от реки Днестр, которую, по его словам, должны были в скором времени снести и, соответственно, дать уже полноценную квартиру. Он предложил размен: он переезжает к сестре на наше место, а мы перемещаемся в халупу (с возможностью скорого получении квартиры). Мы переехали, ну и, конечно, с нашим-то счастьем, зависли там надолго (мягко говоря - развели).

Итак, очередное жилье. Одноэтажное барачное здание из самана (блоки из глины с песком, смешанные с соломой, высушенные на солнце). В доме, помимо нас проживают еще три еврейские семьи. В нашем помещении две, связанные между собой клетушки (без двери между собой), соответственно, площадью 7 и 9 кв.м. Печное отопление. Готовка – на примусе.

Прилегающий участок земли порядка двух соток, с сараем. Пес, оставшийся в наследство от прежних хозяев – Тузик. Источник воды – колонка на улице. Туалет - деревянный покосившийся «скворечник» на улице. Из позитива – близкий Днестр, функционирующие два парома (для машин и пассажирский) для переправы на другой берег.

Школа. К учебе относился серьезно, старался делать домашние задания, хоть и не всегда получалось. Попав на урок, например, по истории с невыученным параграфом, сидел за партой, опустив очи долу, и очень сильно желал, чтобы меня не вызвали к доске. По уровню успеваемости находился где-то в первой четверти классного состава. В ходе обучения обнаружил, что есть и другие национальности, помимо русских. Запомнился случай, когда один из наших школьных хулиганов «наехал» на Яшу Гершенгорена. В процессе «наезда» прозвучало – «да ты же еврей», подразумевая типа – «что же ты высовываешься». В ответ было сказано – «ну и что, зато евреи - умные». В дальнейшей жизни мне часто приходилось пересекаться с евреями, и, в основном, эти «пересечения» были позитивными. Об этом – позже. В остальном - как обычно в те годы. Пионерия, красные галстуки, дежурство возле кабинок во время выборов (отдавали пионерский салют, когда кто-то входил в кабинку), походы с красным знаменем и горном (мне доверяли горн). Комсомол. После достижения восьмого класса пришла пора делать очередной выбор (поворот), так как в данной школе было обучение только до 8 класса.