Найти в Дзене
Люди в окнах

Зачем нам Фрейд, у нас есть Станиславский: как «Опен театр» помогает познавать себя и окружающих. Пьеса в трех действиях

Оглавление

Вы сидите в зрительном зале. Представление еще не началось, и пока вы видите перед собой лишь глухой занавес, живете привычной жизнью и думаете привычные мысли. Но вот свет гаснет, занавес поднимается, и мир меняется. Актеры на сцене создают другую реальность, влияние которой вы будете ощущать и после представления. Что при этом чувствуют актеры? Меняют ли они свою реальность, чтобы изменить нашу? И как они это делают? А что, если можно использовать актерские приемы, чтобы изменить себя и свою жизнь?

Станиславский говорил, что в каждом человеке есть все. Екатерина Максимова с ним полностью согласна. Актриса, режиссёр и сценарист, она создала психологический «Опен театр» — место, где каждый может побыть кем угодно и найти в себе все – мужчину и женщину, любовь и ненависть, нежность и ярость…Примеряя непривычные роли, лучше понять окружающих, мотивы их поступков, стать ближе к себе, увидеть в себе невероятную глубину и смело явить ее миру.

Свет выключается, поднимается занавес и на сцену выходит Екатерина, а следом — другие действующие лица представления.

Действие первое. Превращения белой вороны

-2

В детстве Катю не понимали, люди твердили: «Ты живешь в каком-то своем мире, ходишь, что-то там себе воображаешь». После того, как в первом классе Екатерина сыграла дебютную роль в школьном спектакле, она заметила: одноклассники и учителя изменили к ней отношение – они будто разглядели, поняли ее. А Катя поняла: театр делает тебя интереснее как для других, так и для самой себя. С тех пора она стала увереннее и перестала прятаться в перьях белой вороны.

В подростковом возрасте Екатерина играла уже в серьезных школьных спектаклях, таких как «Сон в летнюю ночь», «Король Лир». Она училась в гимназии № 45 имени Л. И. Мильграма, при которой была (и остается) театральная студия. Когда ее вела Катя, она называлась «Система Станиславского». Студия прекрасно оснащена – сцена, зрительный зал, профессиональное освещение, но главное – там работают замечательные педагоги.

Екатерина окончила институт им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре, училась у Юрия Мефодьевича Соломина, дополнительно изучала сценаристику. Восемь лет играла в государственном театре «Бенефис», пять из них параллельно вела театральную студию для детей 6-11 классов в родной гимназии. После того, как она ушла из театра, они вместе с единомышленниками открыли свой театр – «Амфитрион». Театр просуществовал пять лет: ставили спектакли, ездили по фестивалям, выступали на разных площадках, в том числе в центре Высоцкого на Таганке. Но потом театр распался. В этот момент Катя оказалась перед выбором: что делать дальше? И тут в игру вступили гены.

-3

В Катиной семье – 6 поколений педагогов, и ей тоже всегда хотелось преподавать. После того, как «Амфитрион» распался, Катя начала вести два тренинга – по актерскому мастерству и по ораторскому искусству в культурном центре «Пунктум». Тренинг по актерскому мастерству назывался «Ключ Станиславского».

Я очень люблю систему Станиславского, вообще Станиславского. Считаю, что он абсолютный гений и очень много может дать всем, не только актерам. Его систему я стала использовать, преподавая актерское мастерство обычным людям – не для сцены, а для жизни.

Тренинг задумывался как серия занятий, где люди пробуют себя на сцене, знакомятся с системой Станиславского, раскрепощаются. Но потом Екатерина поняла: занятия оказывают терапевтический эффект, у участников менялась жизнь. Кто-то находил новые способы зарабатывания денег, кто-то открывал в себе креативное мышление, кто-то понимал, как взаимодействовать с противоположным полом.

У нас даже семья образовалась: участник первого потока пришел на спектакль, который мы ставили со вторым, и увидел свою будущую жену – она, что символично, читала со сцены монолог Агафьи Тихоновны, которая выбирает женихов. Молодые люди познакомились, влюбились, поженились, сейчас у них уже двое детей. После такого и умереть не страшно.

Видя, как актерское мастерство влияет на людей, Катя решила создать пространство, где люди будут постигать его в импровизациях, и назвала пространство «Опен театр». Актерам прямо на сцене задавали обстоятельства: кто они, где находятся, давали конфликт, и они играли. Название театра означало, что он открыт всегда и для всех: туда можно прийти с подготовкой и без и присоединиться на любом этапе. Параллельно с театром Катя продолжала вести тренинги по актерскому мастерству, но уже в рамках лаборатории публичной речи «Step to future». А в 2020 году декорации поменялись.

Действие второе. Зачем нам Фрейд, у нас есть Станиславский

-4

Эффект трансформаций, который Екатерина видела на тренингах по актерскому мастерству и во время импровизаций, захватил ее. Кроме изменений в жизни, Катя наблюдала, как погружения в некоторые роли вызывают у людей бурную реакцию, в том числе слёзы. Она обсуждала эти явления с психологами, и вскоре родился совместный проект с Институтом христианской психологии. Катя стала преподавать актерское мастерство в психологических мастерских Натальи Ининой.

Оказалось, что у системы Станиславского и психологии много общего. Например, основой системы Станиславского считается чувственная память. Константин Сергеевич говорил: если актер научится подключаться к ней, то сможет сыграть всё что угодно. По сути, даже играть не нужно, нужно просто быть собой, но в определенном состоянии.

Представьте: артисту нужно изобразить отчаяние. По системе Станиславского он должен погрузиться в прошлое и найти там это состояние, при этом вспомнить, чем в тот момент пахло, что звучало вокруг, какой вкус он ощущал во рту, что ощущал кожей. У каждого же свое отчаяние, оно по-разному пахнет, ощущается в теле и имеет разный вкус. Допустим, для нашего артиста запах отчаяния – это запах горелого пирога, звук разбитого окна: бам! – в теле всё сжимается. Он вспоминает, как отец-тиран бьет окна, мама впопыхах забывает выключить духовку и пирог сгорает. Весь этот калейдоскоп ощущений переносит артиста в нужное состояние, и тогда его психофизика, руки, ноги, голос – все начинает звучать согласно этому состоянию.

А у Юнга, в свою очередь, есть понятие чувственной ткани – информационного поля, в котором хранится информация о любом состоянии человека в любой момент времени. Погрузившись в определенное состояние, человек может рассказать о своем прошлом то, что поможет найти корень проблем в настоящем, и с помощью психологических техник трансформировать и решить проблему.

Итак, Катя вводила участников тренингов психологических мастерских в определенные состояния. Этот процесс на актерском языке называется «актерская медитация». Из этого состояния люди рассказывали интересные вещи и дальше с ними работали психологи.

«Опен театр» даже хотели «перенести» в Институт христианской психологии, но пандемия застопорила процесс. Однако идея связать театр с психологией до сих пор витает в воздухе. Не так давно «Опен театр» был в гостях у психологического факультета РГГУ – играли спектакль для студентов и преподавателей.

Во время пандемии Катин тренинг пережил изменения. Во-первых, он на какое-то время ушел в онлайн, во-вторых, вышел из состава «Лаборатории публичной речи» и стал называться «Ключ Станиславского для жизни и творчества. Семь шагов». В-третьих, театр перестал быть импровизационным, хотя спонтанные зарисовки не ушли из его репертуара. Сегодня его актеры – в основном те, кто прошел тренинг, но не захотел расставаться с актерским мастерством. Под Катиным руководством артисты театра встречаются каждую неделю и продолжают постигать систему Станиславского, тренируются в импровизациях и репетируют спектакли, которые регулярно представляют публике.

Спектакли необычные. Последнее представление состоялось в декабре 2022 и включало две части. Первая часть называлась «Женщина ищет жизни». Артисты исполнили монологи из классических произведений, которые Екатерина объединила в общий сюжет: мужчина преклонного возраста вспоминает своих возлюбленных.

Вторая часть называется «Вещие вещи» и состоит из монологов предметов. Вещи, рассказывая о себе, повествуют историю одной семьи архитектора и циркачки. Причем эти монологи артисты пишут сами, Екатерина их потом обрабатывает как режиссер, встраивая в единую линию спектакля. Спектакль пластичный, подвижный: по мере увеличения труппы прибавляются предметы, уже опытные артисты пишут новые, дополнительные монологи. И в этом тоже состоит особенность «Опен театра» – он открыт для творчества, у которого нет предела, в котором каждый — и актёр, и режиссёр, и сценарист, и зритель.

Действие третье. На сцену по очереди выходят артисты

Всеволод – психолог. Монолог, с которым он уже выступал – монолог Окна. Сейчас репетирует монолог Фонаря и монолог Пакета.

-6
Меня привлекло то, что Катя позиционировала театр именно как психологический, как инструмент самопознания через творчество. Я вижу большой потенциал с точки зрения самопознания и в классическом театре: мы смотрим спектакль и что-то понимаем про себя и других. Когда мы примеряем разные роли на себя, мы можем это прочувствовать. Я хорошо отношусь к импровизациям, но они даются мне нелегко. Я люблю подумать, поэтому мне нравится писать монологи предметов, для меня это возможность вложить в них психологические смыслы. Например, в монолог моего окна заложено понятие треугольника Карпмана – это психологический феномен, который описывает блуждание человека по трем ролям: Жертва, Спасатель и Преследователь. Причем это хождение происходит в голове самого окна, так же как это часто происходит с людьми в жизни. Я люблю обсуждать наши импровизации и игру с Катей и с актерами, и хотел бы еще обсуждать это со зрителями.

Кристина по образованию – физик, работает в банке, рассчитывает премии для сотрудников. Недавно получила профессию коуча, задумывается о том, чтобы получить психологическое образование.

-7
Я пришла в «Опен театр» после тренинга в рамках Института христианской психологии. Я проходила его в пандемию онлайн, мне очень понравились упражнения, которые мы там делали, захотелось идти дальше. В импровизациях для меня ценно то, что я могу примерить разные роли. Я послушный, удобный ребенок, у меня есть проблемы с личными границами. Чтобы их нащупать и научиться отстаивать, мне кажется, нужны роли моих противоположностей – стерв, неудобных конфликтных людей. В спектакле «Женщина ищет жизни» я сыграла 16-летнюю девушку. Ко мне потом подходили и говорили: «Как здорово, ты такая милая», – а меня это прямо злило! Я поняла, что не хочу быть всегда милой в глазах людей. Мой предмет – Лист Бумаги. Его монолог мне очень тяжело давался. Я видела монологи других участников и думала: какие они крутые, а я не могу ничего подобного сделать. В итоге Лист родился, но в муках. Он получился похожим на меня.

Елена, главный бухгалтер. Ее монолог – монолог Одеяла.

-8
Я любила театр с 18 лет, но как зритель. В какой-то момент мне захотелось посмотреть на него изнутри. Узнала про Катин тренинг на тренинге по риторике. Пришла и погрузилась в необыкновенную, бережную атмосферу, которую создает Екатерина и в которой не страшно раскрываться. С одной стороны, театр – это про игру, с другой – про узнавание себя, про «О! Как я, оказывается, еще могу!». Шкафчик наших жизненных ролей довольно скудный – 3 - 4 роли. А тут ограничений нет! После того, как в моей жизни появился «Опен театр», мне стало вкуснее жить, на работе стало легче решать вопросы: где-то добавить драматизма, где-то комедии…А недавно я была тамадой на юбилее у родственницы и мне понравилось, хотя раньше я даже представить не могла себя в такой роли.

Ирина, маркетолог

-9
Я прошла Катин тренинг, а потом попала в театр. На тренинге я получила удовольствие и пошла дальше за этим же – получать удовольствие. Я получаю его благодаря энергии творчества, она тут какая-то совершенно безумная, очень сильная. Когда работала над первым монологом, – над Циркулем, то никак не могла понять, что вообще можно про этот Циркуль говорить. Как только я представила, какой он как человек, все родилось само собой. После последнего спектакля ко мне подошла женщина и сказала: «Вы знаете, я, глядя на ваш Циркуль, поняла, что я становлюсь им, а я не хочу быть Циркулем…спасибо!» Наши еженедельные встречи дают огромный заряд. Я потом долго не могу заснуть, я переполнена энергией! Творчество, общение, проживание других жизней обогащает, открывает вещи, о которых ты никогда не задумывался.

Наше представление окончено. Прежде, чем занавес опустится и свет выключится, мне остается только добавить: недавно я тоже присоединилась к «Опен театру». Поучаствовала в двух импровизациях: первый раз была женой и мамой 18-летней девушки, которая хочет поехать учиться в другой город, а я против. Во второй раз — проводницей поезда, где у пассажирки внезапно начинаются роды. Это был потрясающий опыт, который убедил меня: в нас действительно есть все.

Я написала свой первый монолог Предмета и представила его, но пока только Кате и актерам. Во время прочтения от волнения у меня закрывались глаза, пальцы сжимались в кулаки, голос дрожал. Но аплодисменты первых зрителей, их слова поддержки, комментарии, внимание к моему Предмету вселили уверенность и желание продолжить исследовать себя и других через театр.

9 марта стартует новый поток курса «Ключ Станиславского для жизни и творчества. Семь шагов». Это отличный шанс изменить себя и свою жизнь с помощью техник актерского мастерства. А еще приходите на спектакли! В апреле их будет два, оба пройдут в Музее Скрябина (в двух минутах от Старого Арбата):

13 АПРЕЛЯ 19.00

21 АПРЕЛЯ 19.00

Билеты можно будет купить позже, следите за объявлениями у Екатерины во ВК.