Киноискусство сыграло большую роль в годы Великой Отечественной войны. Фильмы были призваны воодушевлять советских людей на борьбу с врагом.
Сначала это были короткометражки, объединявшиеся в "Боевые киносборники", каждый из которых имел свой порядковый номер. Причём сюжетами для многих фильмов, входивших в киносборники, часто служили реальные факты. А героями их были реальные бойцы и командиры нашей армии, а также советские партизаны, действовавшие на временно оккупированной фашистами территории.
Киносборники порадовали нас и новыми встречами с легендарным полководцем гражданской войны Василием Ивановичем Чапаевыми симпатичным пареньком из знаменитой кинотрилогии "Юность Максима", "Выборгская сторона" и "Возвращение Максима", обращавшимся с экрана ко всем зрителям со страстным призывом дать жестокий отпор фашистской нечисти. И снова, как в доброе старое довоенное время, трогала сердца мелодия незамысловатой песенки Максима – актёра Бориса Чиркова – о голубом шаре. Но теперь слова к ней стали иными:
Пушки и танки фашистов громят,
Летчики наши на запад летят.
Черного Гитлера подлая власть
Крутится, вертится – хочет упасть!..
Вскоре стали выходить и первые полнометражные военные ленты. В самом начале войны в московском небе таранил вражеский самолёт отважный лётчик-истребитель Виктор Талалихин. И вот по горячим следам был создан художественный фильм "Небо Москвы" – об этом герое-лётчике, которого блистательно сыграл популярнейший тогда Пётр Алейников – Ваня Курский из "Большой жизни". Картина сумела "оживить" этого замечательного советского патриота. Правда, во время съёмок картины не обошлось и без ничем не оправданной жуткой накладки. Макет истребителя неожиданно оборвался из поддерживающих его конструкций. И Алейников только чудом остался в живых.
Оставшемуся без отцов босоногому племени сорванцов хотелось как можно чаще вновь и вновь испытывать радость встречи с Верой Марецкой и Василием Ваниным, Борисом Андреевым и Николаем Крючковым, Петром Алейниковым и Марком Бернесом.
Была осуществлена и первая экранная версия романа Н.Островского "Как закалялась сталь". Стоило в ней появиться самодовольно улыбающейся физиономии кайзеровского солдата, следящего за отправкой в Германию тяжело нагруженных эшелонов с награбленным продовольствием, как зрительское воображение тут же отождествляло его с теми гитлеровцами, которые бесчинствовали в годы Великой Отечественной на временно оккупированной советской территории.
Надо отдать должное всем работникам советского кинематографа: в годы Великой Отечественной войны они сделали много хороших и даже отличных фильмов. А такие из них, как "Она защищает Родину", "Секретарь райкома", "Радуга" и "Нашествие" просто потрясали души детворы своей жестокой правдой о великом подвиге советского народа и её зримой реальностью.
В числе нескольких лент, присланных нам из США и Англии, особенно понравились детской аудитории фантастическая цветная сказка "Багдадский вор", а также "Маугли" (по Киплингу), "Серенада Солнечной долины" с джазом Глена Миллера и "Сестра его дворецкого" с несравненной актрисой Диной Дурбин, исполнившей там несколько наших популярнейших песен на русском языке безо всякого акцента.
Ну а вся остальная заокеанская кинопродукция шла с титрами, без дубляжа. Вспоминаются и такие её презенты, как "Песнь о России", "Северная звезда", "Джордж из Динки-джаза" и кинокомедия о похождениях английского разведчика "Мистер Питкин в тылу врага".
Сталин с огромным удовольствием в ответ предоставил союзникам наш полнометражный документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой", озвученный Юрием Левитаном, - первую советскую ленту, отмеченную в США премией "Оскар". Эта картина в значительной мере ускорила отправку заокеанских караванов по ленд-лизу с вооружением, стратегическими материалами и продовольствием.
Не забывайте подписываться и комментировать, нам очень важна обратная связь. Спасибо за внимание.