Британский ресурс о путешествиях Love Exploring проследил, как путешествия по воздуху менялись в течение десятилетий с 1920-х годов по сегодняшний день. Во второй части этого исследования посмотрим на 1960-1980 годы
1960-е
Золотой век путешествий продолжался на протяжении 1960-х годов, и отчасти из-за того, что во время полета заняться было нечем, принятие пищи было значительным событием. Меню часто включало несколько блюд, хлебные корзинки и такие деликатесы, как стейк или лобстер. На этом фото 1967 года пассажирам подают еду на борту рейса Lufthansa.
Аналогичное отношение наблюдается и к пассажирам на этом рейсе Scandinavian Airlines в 1969 году. Здесь шеф-повар даже пришел, чтобы обслужить и поприветствовать пассажиров первого класса. Полеты были настолько важным событием, что пассажиры часто садились в самолет в своей лучшей одежде, причем женщины были в платьях, а мужчины - в сшитых на заказ костюмах.
Термин jet set - "сливки общества" - был придуман для обозначения тех, кто имел достаточно привилегий, чтобы путешествовать на этих новых реактивных авиалайнерах. Среди постоянных пассажиров были многие знаменитости того времени. На фото - The Beatles в период своего расцвета, покидая рейс Pan Am в Лондоне в 1964 году.
В 1960-х годах началась разработка того, что станет одним из самых знаковых самолетов в пассажирской авиации. Проект начался в 1950-х годах, и его целью было создание сверхзвукового авиалайнера, который произвел бы революцию в коммерческой авиации. Concorde совершил свой первый испытательный полет в 1969 году, а на фото - стюардессы из разных авиакомпаний стоят перед полномасштабной моделью самолета.
1970-е
Хотя многие авиакомпании изначально проявляли интерес к Concorde, часть заказов была отозвана после того, как были высказаны опасения по поводу шума самолета, воздействия на окружающую среду и экономических показателей. В итоге, только Air France и BOAC будут эксплуатировать Concorde. На фото - авиалайнер в лондонском аэропорту Хитроу в 1976 году, когда BOAC начала выполнять рейсы из Великобритании в Бахрейн.
Concorde получил одобрение королевского двора (на фото - королева и на борту Concorde в 1977 году), из-за своей способности пересекать Атлантику всего за 3,5 часа. Но лишь немногие привилегированные слои общества могли позволить себе сделать это, и в конечном итоге это не встряхнуло пассажирские авиаперевозки так, как надеялись. Отмененные маршруты, экономическая неуспешность и чудовищная авария привели к тому, что Concorde был выведен из эксплуатации к 2003 году.
Другим крупным игроком в 1970-х была Laker Airways, которая начала функционировать в 1966 году. Хотя она начиналась как чартерная авиакомпания, в 1970-х годах она стала одной из первых авиакомпаний "без излишеств", предшественницей современных лоукостеров. На фото - ликующий основатель авиакомпании Freddie Laker, празднующий успехи авиакомпании в 1970-е годы.
Придуманный Freddie Laker "Небесный поезд" - Skytrain предлагал более низкую стоимость перелета между лондонским Гатвиком и нью-йоркским аэропортом Кеннеди, который начал действовать 26 сентября 1977 года. Как и во многих лоукостерах сегодня услуга "без излишеств" означала, что пассажиры должны были покупать еду на борту и не имели привычной для тех лет роскоши авиаперелетов. Freddie Laker также придумал способы снижения расхода топлива и износа двигателей, чтобы снизить затраты. На фото - он с пассажирами на борту Skytrain в 1979 году.
Еще один важный шаг в развитии коммерческих авиаперевозок в этом десятилетии произошел с появлением "Королевы небес" Boeing 747, широкофюзеляжного самолета, способного перевозить гораздо больше пассажиров, чем его предшественники. На снимке первая леди США Патриция Никсон поливает самолет шампанским перед его первым пассажирским рейсом из Нью-Йорка в Лондон, выполненным компанией Pan Am в январе 1970 года.
Это было начало процесса, когда авиаперелеты по-настоящему открылись для широких масс. Поскольку самолеты стали больше, авиакомпании могли перевозить больше пассажиров и, следовательно, продавать больше билетов по сниженной цене. Хотя полеты по-прежнему были не дешевыми, но они больше не предназначались только для сверхбогатых. На этом фото 1970-х годов - просторный салон Boeing 747 авиакомпании BOAC.
Тем пассажирам, которые могли себе это позволить, не нужно было экономить на роскоши. На фото стюардесса B747, эксплуатируемого Pan Am в 1970 году, угощает пассажиров первого класса шампанским.
Обильные обеды на борту, характерные для "золотого века путешествий", остались в салоне первого класса и в 1970-х годах. На этом фото, сделанном 22 января 1970 года, бортпроводники нарезают ветчину, у них на тележке хлеб, марочное вино и другие изыски кухни.
Шикарные лаунжи на борту по-прежнему были обычным делом для гостей первого класса, и большинство путешественников общались со своими попутчиками за бокалом вина. В 1970-х годах такая каюта находилась на борту Boeing 747-B компании SAS (получившего прозвище Huge Viking).
1980-е
Наступили 1980-е, и они оказались не веселыми для коммерческих авиакомпаний. На этом фото на рубеже десятилетия мы видим, как Freddie Laker отмечает дальнейшее снижение тарифов на его Skytrain. Однако празднование было недолгим, поскольку Pan Am также снизила стоимость своих перелетов, чтобы иметь конкурентные цены. Рецессия начала 1980-х годов сильно ударила и по Freddie Laker.
В 1982 году Laker Airways обанкротилась, обремененная долгами в £270 миллионов. Более 6 тыс. пассажиров оказались в затруднительном положении в аэропортах по всему миру. На фото - раздраженные путешественники и встревоженный персонал Laker Airways испытывают на себе всю тяжесть краха 5 февраля 1982 года.
Судьба Laker Airways не остановила рост количества других лоукостеров, и Ryanair запущенная в 1985 году, была одной из них. Все началось с коротких маршрутов, а первые рейсы выполнялись из ирландского Уотерфорда в лондонский Гатвик. Ryanair установила стандарты для современных лоукостеров и сейчас является одной из крупнейших авиакомпаний Европы. На фото - фирменный самолет в аэропорту Штутгарта в 1988 году.
В 1980-е годы была также была запущена авиакомпания Virgin Atlantic Airways, уравновешивающая рост лоукостеров. Миссия Брэнсона заключалась в том, чтобы отдать дань уважения золотой эре путешествий, еще раз улучшив качество услуг, предложив пассажирам роскошное, но доступное путешествие.
В течение этого десятилетия полеты становились все более обычным делом, а салон эконом-класса выглядел почти так же, как и сегодня. Богатые обеды из нескольких блюд в основном были заменены более скромными, которые подавались из коробок или с подносов. На этом фото бортпроводник SAS подает пассажирам упаковку с обедом.
Еще одно серьезное изменение произошло в 1988 году, когда курение впервые было запрещено на внутренних рейсах США продолжительностью менее 2 часов. Год спустя закон был распространен на рейсы продолжительностью 6 часов, то есть практически на все рейсы в стране. Подобные запреты на на курение не были принят на международном уровне до 2000 года.
Окончание следует...
Источник: loveEXPLORING
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями