Эта книга из разряда популярной психологии для всех. Но есть одно но. Читать ее тем, кто глубоко не увлекается проблемой будет едва ли интересно. Терминов тут нет никаких, но описаны заболевания, их признаки, характеристики, процессы, способы лечения. Все же книга написана профессионалом, практикующим психиатром, а не каким-то там коучем.
А при чем тут мама, спросите вы?
На первый взгляд ни при чем, поскольку об отношениях с матерью, о том, как их наладить, тут речи не идет.
Но образ матери все время проскальзывает в описываемых историях, автор видит ее в своих пациентах, вспоминает о ней, у самих пациентов могут быть непростые ситуации, связанные с матерью и мешающие им нормально жить. Даже если мать не присутствует в повествовании, она тут есть.
Но, повторюсь, если вы идете в эту книга за решением проблемы матерей и детей, вам лучше отложить чтение и уделить время чему-то другому.
Вся книга - это сборник историй из личного опыта, из практики Ирвина Ялома и еще одного врача. Причем, Ялом стоит на позициях Фрейда, он часто указывает на него, когда решает ту или иную проблему с пациентами, в частности, занимается толкованием снов, считая, что именно сны более всего способны рассказать о том, что происходит с человеком.
Ирвин Ялом (родился 13 июня 1931 года) - американский психотерапевт, психиатр, автор книг, противник деиндивидуализирующего, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Всегда протестовал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия» по его представлению функционирует на коммерческой основе и базируется на узких, формальных диагнозах. Она односторонняя, не учитывающая индивидуальности.
Ялом считал, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, потому что у каждого есть уникальная история. Основой этой «новой» терапии служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на их взаимных откровениях.
Книга для меня была тяжелой в плане эмоций, но легкой в плане слога. Оказалось, что тема смерти от онкологии крайне для меня тригерная. Те истории, в которых фигурирует смерть и попытка примирения с ней, мне было крайне тяжело читать. Например, в жизни Ялома была пациентка, страдающая неизлечимой формой рака. Звали ее Пола. Она была добродушной, очень жизнерадостной, умной, напомнила Ялому мать, хоть та совсем не походила на нее ни характером, ни внешностью, поскольку была сварливой, неловкой, необразованной. Но вот такие ассоциации у него возникли при общении с Полой и потом не отпускали.
Пола стала первой пациенткой в группе, созданной для того, чтобы помогать смертельно больным людям, не то чтобы не бояться смерти, но не стремиться к ней, полноценно проживая отведенные им дни.
После Полы были и другие пациенты, но Пола стала для Ялома самым ярким объектом для изучения и помощи.
Спустя несколько лет после Полы, Ялом устраивается на работу в больницу, где ему приходится работать с группами больных, которым ну очень сложно помочь. И не потому, что они не хотят, это тоже есть, а потому, что сама система не позволяет. Содержать психологически нестабильных людей в больничном стационаре дорого, проще написать, что человек адекватен и снабдив таблетками отправить в свободное плавание. У государства нет средств на то, чтобы оплачивать многолетние сеансы одного больного. Так вот, в больнице Ялом знакомится с Магнолией и рядом других пациентов, которым изо всех хочет помочь, но не может.
Одни страдают от неизлечимых физических недугов и депрессия становится следствием их неспособности примириться с происходящим, у других именно психологическая нестабильность становится причиной физического заболевания. Но интереснее всех Магнолия. Ее проблемы, как предположил психиатр, кроются в неспособности жаловаться. Вот она привыкла тащить все на себе, сначала родителей, потом сына, а потом еще 15 приемных детей. Никогда не жаловалась, не плакала, для каждого, будь то родственники или чужой человек, находила доброе слово. Но человеческая энергия не бесконечна, Магнолия попала в больницу из-за паралича ног и галлюцинаций. Причина и того и другого врачам не ясна. Но Ялом, наверняка, смог бы ей помочь. Только время ограниченно и удается сделать лишь немногое.
На истории Магнолии заканчивается первая самая интересная часть книги, а условно я поделила ее на три части. Вторая часть, самая обширная и менее интересная рассказывает о том, как проходило лечение женщины, потерявшей в 45 лет мужа.
Отчего-то эта женщина стала думать, что муж умер по ее вине и что она приносит несчастье. Ялом выяснил, что причина таких мыслей в юношеской травме. Когда пациентке было 20 лет умер ее брат. После ее смерти она страшно боялась заводить отношения с мужчинами, и даже со своего мужа взяла слово о том, что он не умрет в раннем возрасте. Едва похоронив мужа, она узнала, что умер ее отец. Естественно, эти три удара судьбы не могли не сказаться на ее психике. Ялом лечил пациентку 5 лет. Каждую неделю они встречались в его кабинете и говорили, говорили.
Интересно, насколько помогли эти разговоры или все же в дело вмешалось время? Сама я склонна предполагать, что 50 на 50, поскольку общение в деле выздоровления психологически нестабильного больного занимает крайне важное место.
Третья часть книги рассказ о докторе Эрнесте Лэше и его пациентке.
Представьте себе женщину 35 лет, которую недавно бросил муж после 10 лет брака. Она в полной растерянности и естественно, хочет повысить свою самооценку с помощью встреч с другими мужчинами. Но, как она выяснила опытным путем, половина сорокалетних мужчин разведена и ничего из себя не представляет, вторая половина женаты, есть еще те, кто никогда не женится. Свободные мужчины либо не имеют средств для существования, либо не следят за собой.
Кошмар, никакого выбора!
И вот она на каждом сеансе психотерапии говорит одно и то же - о мужчинах и о дороговизне самих сеансов. Это ее конек, никакая другая тема ее не интересует.
- "Так что же вы хотите от меня", - спрашивает ее психотерапевт.
-"Познакомьте меня с каким-то богатым и неженатым пациентом", - выдает женщина.
Доктор Лэш в шоке, но сеанс завершает и отправляет пациентку восвояси, снабдив очередной кассетой. Тут надо сказать, что сеансы записываются и каждый раз по их окончании пациентка получает кассету с записью, которую она должна прослушать перед очередным визитом.
И вот, Мерна едет в машине, слушает, нудную, как ей кажется запись, и внезапно понимает, что психотерапевт не выключил диктофона после сеанса и запись идет уже после того, как она покинула кабинет (в тот день Мерна забыла кассету и вынуждена была возвращаться).
И вот на этой продолжающейся записи доктор Лэш говорит о том, что такой глупой, ограниченной, меркантильной, вульгарной пациентки у него еще никогда ранее не было. Она не имеет ни мечты, ни фантазий, у нее нет воображения. Да у нее классная грудь. Но встречаться с такой он смог бы только до того, как она откроет рот. Помочь он ей не может, потому что она этого совершенно не хочет, из недели в неделю она третирует его рассказами о поиске мужчины, но не понимает, что отсутствие подходящего кандидата - это исключительно ее вина.
Женщина в шоке, ну и ярости. Она решает отомстить терапевту, повести себя так, что и он будет в шоке. А еще она хочет понять, действительно ли она такая, как он описал. И если это так, может, пора меняться?
Что интересно было понять мне: реально ли доктор Лэш забыл выключить запись или же сделал это специально.
А вы как думаете
Книга интересная, я кратко рассказала завязки многих сюжетов, но она намного глубже. Особенно будет интересна тем, кто изучает предмет, поскольку читатель, может в некоторой степени, перенять какой-то положительный опыт, профессиональные фишки, они тут есть.
Я была в восторге, но мой впечатлительный мозг протестовал всю первую часть этих историй. Мне почти физически становилось плохо, когда я читала о людях, пораженных смертельной болезнью. Поэтому, советую быть осторожней.