Сердце «Ладоги»: двигатель для нового российского самолета

17K прочитали

О полноценном импортозамещении в авиастроении можно говорить только при организации всех этапов производства отечественных двигателей. Сегодня мы расскажем о силовой установке для «Ладоги». Машину на 44 пассажирских места разрабатывает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Двигатель для новинки, состоящей полностью из компонентов российского производства, создает петербургское предприятие ОДК-Климов.

Модель самолета "Ладога" © Уральский завод гражданской авиации
Модель самолета "Ладога" © Уральский завод гражданской авиации

Рабочие лошадки авиации

Самолет носит название «Ладога» и заменит пассажирские Як-40, Ан-24 и пассажирско-грузовые Ан-26-100, то есть региональные самолеты и самолеты для местных авиалиний.

В нашей стране с ее расстояниями и отдаленными труднодоступными местностями сложно переоценить необходимость обширного парка подобных машин. К примеру, в советское время на Ан-24 – разработку еще 1950-х годов − приходилось до трети пассажирских перевозок в стране, а Як-40 настолько хорошо показал себя на советских авиалиниях, что им заинтересовались европейские авиакомпании. Машина стала первым советским самолетом, получившим сертификаты летной годности за рубежом − в Италии и ФРГ. В 1970-е возникали инициативы и по вопросу закупок Як-40 авиакомпаниями США.

Макет салона самолета "Ладога" © Уральский завод гражданской авиации
Макет салона самолета "Ладога" © Уральский завод гражданской авиации

«Ладога» имеет оригинальную аэродинамическую и конструктивную компоновку, на 100% новые планер, шасси, системы и оборудование исключительно отечественной комплектации. Для новой машины понадобилась и новая силовая установка.

Новый двигатель для нового проекта

В 2021 году петербургское предприятие ОДК-Климов получило техзадание на создание двигателя ТВ7-117СТ-02 для турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога».

Силовые установки этого типа ведут свое начало от ТВ7-117С – советского газотурбинного двигателя, разработанного специалистами нынешнего ОДК-Климов в 1980-е годы. Это родоначальник большого семейства турбовинтовых и турбовальных двигателей для самолетов, вертолетов и даже для скоростного катера.

Непосредственным предшественником двигателя для новой «Ладоги» стал ТВ7-117СМ, на базе которого был создан ТВ7-117СТ-01 мощностью 2900-3100 л.с. для самолета Ил-114-300. Его первый полет состоялся в декабре 2020 года.

В конце прошлого года Росавиация выдала петербургскому предприятию ОДК-Климов сертификат типа на двигатель ТВ7-117СТ-01. Именно на основе этого двигателя создается ТВ7-117СТ-02 – модификация, специально разработанная конструкторами для 44-местной «Ладоги».

Двигатель ТВ7-117СТ-01 на испытательном стенде ОДК-Климов © Объединенная двигателестроительная корпорация
Двигатель ТВ7-117СТ-01 на испытательном стенде ОДК-Климов © Объединенная двигателестроительная корпорация

Начало серийного выпуска двигателей запланировано на 2025 год. В этом году ОДК-Климов соберет четыре опытных двигателя, два из них будут готовы уже летом. Еще два, которые будут установлены на первый образец самолета для летно-конструкторских испытаний, произведут до конца текущего года.

Мощность двигателя ТВ7-117СТ-02 на взлетном режиме составит 2400 л.с. с автоматическим увеличением до 2600 л.с., а показатель расхода топлива у него будет лучшим в своем классе. Межремонтный ресурс -  6 000 часов в соответствии с техническим заданием самолетостроителей. Увеличивать ресурс до заданных параметров ОДК-Климов будет постепенно в период ОКР и в первые годы после начала опытной эксплуатации. В отличие от базового двигателя силовая установка для «Ладоги» получит замкнутую масляную систему с установкой маслорадиатора непосредственно на двигателе, что позволит не сливать масло при замене двигателя. В 2024 году будет получен сертификат типа на ТВ7-117СТ-02  для "Ладоги", а с 2025 года запущено серийное  производство двигателей.

Кроме того, вырастет емкость маслобака под обеспечение времени непрерывной работы двигателя – 16 часов вместо 12. Двигатель будет оснащен и новым электрогенератором переменного тока с более высокой частотой вращения, благодаря чему снизится его масса.

Макет авиационного двигателя ТВ7-117СТ-02 © Объединенная двигателестроительная корпорация
Макет авиационного двигателя ТВ7-117СТ-02 © Объединенная двигателестроительная корпорация

Двигатель оснащается электрическим запуском вместо воздушного, это связано с отсутствием на региональных аэродромах Севера и Зауралья наземных установок воздушного запуска. Электрический запуск обеспечит современный стартер-генератор. Также обновятся внешняя обвязка и конструкции блока автоматического регулирования и контроля (БАРК). Узлы крепления двигателя будут адаптированы под подвеску на самолете «Ладога».

Очевидно, что региональный самолет, который может летать на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, в Сибири и других отдаленных регионах был и раньше , а специфика нынешней ситуации делает этот вопрос еще более актуальным. Стратегически линейка продукции ОДК отвечает главной задачи в авиастроении - созданию необходимого числа современных отечественных самолетов всех типов, причем в самые сжатые сроки.

Двигатель для самолета "Ладога" разрабатывается и производится в рамках контракта с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА). В создании двигателя участвует целая кооперации предприятий ОДК в разных российских городах: производственный комплекс «Салют» в Москве, Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева, пермский ОДК-СТАР и петербургский ОДК-Климов, который в этой кооперации является финишером и изготовителем цифровой системы автоматического управления. Двигатель изготавливается полностью в России и не зависит от поставок иностранных комплектующих.

Предприятие ОДК-Климов © Объединенная двигателестроительная корпорация
Предприятие ОДК-Климов © Объединенная двигателестроительная корпорация