Найти тему

Современная украинская власть приняла худшее от большевистской: эстафету гонения на церковь

И вот очередной виток обострения борьбы с нашим культурным наследием. Буквально на глазах разворачивается драма, связанная с воссозданными в нулевых годах культовыми зданиями. 18 января 2023 года Хозяйственный суд Киева назначил очередное судебное заседание по демонтажу здания Десятинного монастыря УПЦ на 8 февраля 2023 года. Об этом в прошлом месяце сообщило издание LB.ua. Заседание проводил судья Дмитрий Баранов. Истцом выступили представители Национального музея истории Украины и Министерства культуры и информационной политики. Ответчик — Никита Чекман — в связи со своим отсутствием ходатайствовал о переносе судебного заседания. Однако суд отказал в ходатайстве, так как на заседании присутствовал представитель ответчика. Прошение о проведении повторной земельной экспертизы судья также отклонил.

Сторонники сноса Десятинной церкви собирали на суд активистов и военных. Ранее демонтаж Десятинной церкви и необходимость соответствующего решения суда прокомментировал министр культуры Украины Александр Ткаченко. Он заявил, что «есть обоснованная надежда», что вскоре суд примет решение о сносе часовни УПЦ.

«Храм — малая архитектурная форма — возле Десятинной церкви должен быть демонтирован — это наша однозначная позиция», — написал Ткаченко в четверг, 12 января, в своем Telegram-канале. «Здание часовни, так называемая церковь Десятинного храма Пресвятой Богородицы, незаконно расположенная на территории Национального музея истории Украины, является самочинным строительством и построено религиозной общиной УПЦ», — утверждал А. Ткаченко.

Необходимость демонтажа культового здания он обосновывал тем, что «никаких разрешений на строительство, как и на использование земельного участка, указанная религиозная организация никогда не получала». Суд по иску от Национального музея истории Украины, требующего снести часовню для «устранения препятствий в пользовании земельным участком», идёт с 2020 года.

Справедливости ради заметим, что антирелигиозная политика в отношении УПЦ (МП) облекается в чисто правовые формы, сводящиеся к банальному нарушению землепользования.

Обратимся к мнению авторитетных экспертов. Археологи никогда не выступали против строительства на месте Десятинной церкви в Киеве, однако прежде всего они настаивали на сохранении существующих артефактов разрушенного храма. О чём неоднократно заявлял ныне покойный заместитель директора Института археологии Глеб Ивакин. Авторитетный учёный весьма взвешенно подходил к этому аспекту: «Вопросов — строить или не строить, я имею в виду чисто идеологических, — здесь нет. Есть только конструктивные. Большую массу строить тут опасно... Вот почему бы не поставить небольшую часовенку, возле которой можно помолиться и совершить все необходимые ритуалы?» — полагал учёный. «У нас есть примерные чертежи церкви, какой она была при Петре Могиле. Какая она дошла до XIX века, такого вот размера можно строить. И если сделать её небольшой, то это вполне вариант», — делился мыслями Глеб Ивакин.

По его словам, Институт археологии предлагал поставить кувуклию, вокруг которой вполне можно совершать все обряды. «И синодальная мастерская в Лавре, архитекторы и её представители, были за. Я лично с ними встречался, давал им все материалы, чтобы они могли подготовить такой проект. Но потом они сделали проект большого храма... Но, несмотря на это, мы всё равно продолжаем взаимодействовать с церковью. Мы договорились так: то, что ниже земли, и они это поддерживают, чтобы это всё абсолютно сохранилось. А выше земли — давайте спасём то, что есть, а потом уже будем смотреть, что там можно построить», — отмечал ранее Глеб Ивакин.

Однако возведённый Владимиро-Ольгинский храм построен не на фундаменте прежней Десятинной церкви, и никакой угрозы памятнику историко-культурного наследия он не несёт. Единственная угроза, исходящая от его существования киевскому режиму, — это позиция братии монастыря, твёрдо придерживающейся канонического православия.

-2

И вот 8 февраля 2023 года прошло очередное заседание суда, на котором должно было быть принято решение о сносе Владимиро-Ольгинского храма Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, однако рассмотрение вопроса вновь отложили — теперь уже до 15 февраля 2023 года. За 1,5 часа суд отклонил ходатайство представителя монастыря об отводе судьи и заслушал позицию истцов. Ответчик не успел выступить, поскольку заседание затянулось. «В этой связи суд перенесён... Ожидаем, что после выступлений ответчика суд может вынести решение по делу», — сообщает А. Ткаченко.

Что же кроется за банальной историей юридической путаницы в земельных делах, завуалированных под формат взаимоотношений двух хозяйствующих субъектов права — церкви и музея? Повторюсь ещё раз: банальное богоборчество и притеснение канонической церкви.

У каждого обывателя на постсоветском пространстве на слуху избитое выражение о декоммунизации Украины, столь пафосно тиражируемое официальным Киевом вот уже не один год. Однако, видимо, эта расхожая фраза — не более чем обычный популистский лозунг. В чём-то киевские власти нарочито борются с проявлениями отголосков советского общества, а в чём-то — они его прямые наследники. Например, в деле гонения на каноническую Украинскую православную церковь (Московского патриархата) как неотъемлемую часть Русской православной церкви. В наши дни в Киеве под угрозой сноса оказался Владимиро-Ольгинский храм Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутый жителями города по благословению уже почившего в Бозе Блаженнейшего Митрополита Владимира, в 2006 году. Он был построен практически на месте разрушенного первого кафедрального храма Киевской Руси — Десятинного собора.

Вникая в историю очередного витка антирелигиозной политики на Украине, хочется задать риторический вопрос: кто они, современные киевские власти — сторонники евроинтеграции или дети раннебольшевистского режима, которые в очередной раз подняли руку на одну из главных святынь Православия, забыв, что Десятинный храм являлся символом исторической Руси?

К сожалению, несведущий в тонкостях церковной истории и ошалелый «від томоса» и идей «помісної церкви» украинский обыватель вряд ли знает, что Московский патриархат — прямой наследник Киевской митрополии, что именно Киевский митрополит Максим в 1299 году, «не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму...», а с 1326 года киевские митрополиты, сидевшие во Владимире, перебрались при Иване Калите (1325—1340 гг.) в Москву, что послужило началом дальнейшего обретения городом Москвой значения церковной столицы Руси уже в годы преемников митрополита Максима: Петра и Феогноста. Современным украинцам невдомёк, что именно эта Церковь в 1448 году самостоятельно объявила автокефалию от Константинополя при московском князе Василии II Тёмном по причине ухода в ересь Константинополя после Ферраро-Флорентийской унии 1439 года, что именно эта Церковь — от Владимирской купели, и именно она выросла в Московский патриархат усилиями Бориса Годунова в феврале 1589 года, став пятой после четырёх древнейших патриархатов Востока по поминанию и первой по значимости в Новое время.

По мнению учёного Бориса Успенского, «перенос Киевской митрополии во Владимир после татаро-монгольского нашествия (в 1299 г.) в целом ряде отношений напоминает перенос Константинопольской патриархии в Никею после завоевания Константинополя (в 1208 г.), и это сходство едва ли является случайным: надо полагать, что Киевская митрополия была перенесена во Владимир именно ввиду прецедента, созданного в Никейской империи. Соответственно, русские митрополиты во Владимире (и затем в Москве) продолжают именовать себя «Киевскими», подобно тому, как Византийские патриархи, оказавшись в Никее, продолжали именовать себя «Константинопольскими».

Характер во взаимоотношениях Церкви как института с властью светской — отличительная черта Христианской цивилизации, с позиции которой власть как феномен есть установление Божие: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). В дохристианской древности схожие мысли были присущи рассуждениям Платона, который понимал власть как иерархию, восходящую к Богу.

А как же установление большевистской власти? Тоже от Бога? Навряд ли. Скорее всего, она была отрицанием самой идеи власти и утверждением самовластия. Как бы ни пытались оправдать большевизм наши обновленцы, главные усилия рождённого Лениным государства были направлены на уничтожение христианства и особенно на искоренение Православия как ортодоксального христианства. Ранний большевизм в плане богоборчества с точки зрения человека воцерковлённого — частичное политическое воплощение идеи антихриста, заключающейся в уничтожении православной веры в душах людей.

В материальной плоскости эта идея связана с массовым закрытием и уничтожением храмов в нашей стране. Эта страшная участь не миновала и Десятинный храм — исторический символ Православия. 2 октября 1929 г. его закрыли. Озадаченные поиском строительных материалов для возведения новых школ, промышленных и жилых объектов секретарь Киевского горкома партии Иван Сапов и секретарь Киевского горкома, председатель горсовета Рафаил Петрушанский 14 марта 1936 г. обратились в Политбюро ЦК КП(б)У с просьбой санкционировать снос Владимирского собора и Десятинной церкви. «По генеральному плану реконструкции города Киева, утверждённому ЦК КП(б)У, — писали они, — Владимирский собор и Десятинная церковь намечены к сносу как объекты, которые не имеют большой исторической ценности, — поэтому горком КП(б)У и горсовет просят разрешить приступить к разборке указанных церковных зданий».

26 марта 1936 года на заседании политбюро ЦК КП(б)У пунктом 9 «Про розбирання церкви в м. Києві» было постановлено разрешить Киевской городской администрации разобрать Десятинную церковь.

После уничтожения храма судьба гонителей церкви была незавидна. Были расстреляны: 2 сентября 1937 г. — Иван Сапов (секретарь Киевского горкома КП(б)У), Рафаил Петрушанский (председатель Киевского городского совета); 26 февраля 1939 г. — Станислав Косиор (первый секретарь КП(б)У), Павел Постышев (секретарь ЦК КП(б)У). А 30 августа 1937 г. покончил с собой Панас Любченко — с 28 апреля 1934 по 30 августа 1937 года председатель СНК УССР.

Братия Десятинного монастыря не желает зла даже людям, поднявшим руку на главную святыню Киева — славянского Иерусалима. Однако история гонителей очевидна: Господь карает богоборцев. Клир и миряне Украинской православной церкви (Московского патриархата) призывают так называемую власть Украины остановить гонения на каноническое Православие, не разжигать межконфессиональную вражду в непростое время, когда Украина вовлечена зарубежными дирижёрами в неоправданные военные действия. Всех верных чад Русской православной церкви, в том числе и её неотъемлемой части — Украинской православной церкви (МП), просит усилить молитву за нашу обитель.

Крымчане неравнодушны к событиям в древнерусской столице, так как со времён Вещего Олега, севшего княжить в Киеве в 882 году, этот город — мать городам русским и восточнославянский Иерусалим.

Роман БЛИЗНЯКОВ.

Историческая справка. Десятинная церковь, или Храм Успения Пресвятой Богородицы, — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Великим после Крещения нашего народа в 988 году в Киеве в водах реки Почайны. Строился он на протяжении 989—996 годов в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна. На содержание собора выделялись средства из десятой части доходов великого князя, которые жертвовались церкви, поэтому храм и получил именно такое второе название, которое в научном информационном поле стало более распространённым, нежели официальное, данное при освящении. Церковь была разрушена в 1240 году во время нашествия на Русь хана Батыя при взятии Киева.

В истории было несколько попыток возродить храм. В 1630-х годах рядом с местом, где находилась церковь, был построен небольшой собор в память об утраченной святыне. К началу XIX века от этой церкви остались одни руины, которые были снесены. На их месте началось строительство нового храма, в ходе которого была разобрана половина фундамента храма X века. В 1842 году была освящена новая Десятинная церковь Успения Пресвятой Богородицы. При советской власти в 1928 году она была разрушена, в 1936 году её каркас разобран.

Таким образом, на протяжении нашей истории, начиная с 996 года, Десятинный храм восстанавливался и разрушался много раз. Глубоко символично, что каждое восстановление храма напрямую связано с возвышением духовности исторической Руси, а каждое разрушение — с её уничтожением. В прошлый раз это случилось с приходом большевистской власти.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК