Найти тему

И снова о школе

Старое здание Жиздринской школы№1. После нашего выпуска 1963г. школу перевели в новое здание.
Старое здание Жиздринской школы№1. После нашего выпуска 1963г. школу перевели в новое здание.

После сельской семилетки в 1959 году я стал учащимся восьмого класса Жиздринской средней школы №1. Заметно было отличие городского учительского коллектива от прежнего, сельского. И это не значит, что один хуже или лучше другого. Просто сказывается несколько другой уклад городской жизни. Да и требования к учителям средней школы поднимаются на более высокий уровень...

Наши учителя

К счастью, "немку" нашей сельской школы Ларису Сергеевну Корнеёнкову (Максимову) перевели в Жиздру, и она стала нашим классным руководителем. Это ускорило безболезненную адаптацию нас, троих сельских ребят из Младенска, к новым условиям. Классные часы Лариса Сергеевна проводила нестандартно: то устроит мастер-класс по приготовлению обедов из трех блюд с вовлечением каждого ученика, то проведёт музыкальный конкурс, то организует велосипедную вылазку с классом в деревню к одному захандрившему однокласснику. И вскоре ребята с разными интересами стали единым дружным коллективом.

Много добрых слов можно сказать и о других учителях. Учителя русского языка и литературы Т.П. Орлова и А.В. Маркасова отлечались и методикой ведения уроков, и характерами. Тамара Павловна была представителем старой педагогической школы, а Анжела Викторовна пришла в школу по распределению из Московского пединститута (Калужский вуз тогда делал только первые шаги). Но ученики чувствовали их искреннее стремление дать нам хорошие знания.

Всегда оживлённо проходили занятия у преподавателей общественных наук Н.С. Шумкина и Л.Р. Балакиной. Николай Сергеевич полвека отдал преподавательской работе, из них 25 лет был директором школы. Как ветеран войны он много интересного повидал на свете и исподволь пытался передать накопленный жизненный опыт нам. Часто на его уроках истории, чтобы не выходить к доске, кто-нибудь из учеников задавал вопрос не по теме. И тогда Николай Сергеевич надолго отвлекался, превращая урок в познавательную и поучительную беседу. И только гораздо позже мы стали понимать, какое значение он придавал этим беседам для нашего взросления.

А время было бурное и в мире, и в стране. Политическая карта мира менялась с такой быстротой, что типографии не успевали заносить в атласы новые государства. Если в школе-семилетке мы видели, например, на карте Африки три-четыре государства, остальная территория представляла собой цвета колоний и протекторатов, то в начале шестидесятых годов в результате национально-освободительного движения народов на этом континенте возникло более 30 стран.

Однажды на уроке астрономии мы услышали необычный шум и беготню в коридорах школы. Оказывается, кто-то принёс весть, что в космос полетел впервые в мире советский человек Юрий Алексеевич Гагарин. Ради такого события Лидия Николаевна Мартынова тоже отпустила нас с занятия. На улице, куда к тому времени высыпала вся школа, был ясный солнечный день. Было понятно, что в небе разглядеть мы ничего не сможем. Да и космический корабль уже вернулся на землю. Но все ещё долго заворожённо вглядывались в безоблачное небо.

Но самое важное изменение в этот период было во введении обязательного политехнического образования с производственным обучением. Жиздринская средняя школа №1 была уже готова к этому в предыдущие годы. При школе располагался земельный участок на гектара полтора с фруктовым садом. Учащиеся здесь закладывали опыты, выращивали овощи, цветы. По юнатскому движению школа входила в десятку лучших в Калужской области.

Руководила организацией работ на участке и преподавала "Основы дарвинизма" Татьяна фёдоровна Губарева. До войны она была завучем Жиздринского педагогического техникума. Кроме того, она вела кружок орнитологов. Я, пришедший из сельской школы, завидовал ребятам, которые уже несколько лет изучали повадки птиц, их маршруты перелётов, умели окольцовывать их. В тесном биологическом кабинете было много интересных экспонатов.

Для производственного обучения старших классов была оборудована токарно-слесарная мастерская. Здесь В.С Азаров учил нас работать напильником, ножовкой по металлу. Мы изготовляли настоящие слесарные инструменты. Наиболее способным ребятам доверялся токарный станок. В одиннадцатом классе производственному обучению уделялось уже два дня в неделю. Тогда мы практиковались на ремонте машин в гараже "Райпотребсоюза" и изучали правила дорожного движения по программе водителей.

Г. Жиздра, выпуск ЖСШ №1 1972г. Это фото используется, чтобы показать наших учителей. В наши годы принято было фотографироваться только с классным руководителем. Директор школы Н.С. Шумкин - в 1-м ряду, 4-й слева. Фото моего выпуска будет в следующей статье.
Г. Жиздра, выпуск ЖСШ №1 1972г. Это фото используется, чтобы показать наших учителей. В наши годы принято было фотографироваться только с классным руководителем. Директор школы Н.С. Шумкин - в 1-м ряду, 4-й слева. Фото моего выпуска будет в следующей статье.

Физкультурой с классом занимался Константин Семёнович Азаров. Он принимал участие в освобождении родного города от фашистских захватчиков. И пробивая лыжню за городом, рассказывал нам, какими тропами он с отрядом во время войны подходил к городу. Иван Афанасьевич Кубарев проводил занятия с девочками и курировал гимнастику. Благодаря ему наши спортсмены по гимнастики чаще всего становились победителями в соревновании со школой №2. Хорошо проходили уроки пения с Верой Антоновной Азаровой. Наряду с хоровым, ансамблевым пением она знакомила нас с азами классической музыки. Добрую память о себе оставила сочинённым ею "Жиздринским вальсом".

В моду школьного образования стала входить кабинетная система. И мы впервые начали переходить по классам. Первоначально лучше всего были оборудованы кабинеты химии и физики. В эти годы были разведаны большие запасы нефти и газа, и преподаватель химии Серафима Наумовна Дынкина. убеждала нас: будущее принадлежит химии. В кабинете физики Антонина Ивановна Никишина демонстрировала опыты с приборами и так же, как и С.Н. Дынкина, "налегала" на решение задач.

А вообще, я думаю, можно оценить труд и авторитет наших учителей по такому показателю: все одноклассники продолжили обучение, из них два человека окончили техникумы, остальные - вузы.

Досуг учащихся

В школе популярна была художественная самодеятельность. К каждому советскому празднику готовился концерт. Режиссёрами были учителя литературы, концертмейстером - В.А. Азарова, а позже Тамара Никитична Ермакова, преподаватель музыкальной школы. Сильное впечатление производили танцы в постановке Л. Р. Балакиной: полонез наших ребят с девочками из соседнего класса с музыкой Огиньского "Прощание с Родиной" и танец Эллы Федосеевой под музыку Сен-Санса "Лебедь". Популярен был мужской ансамбль, в основе репертуара которого были составляли песни Краснознамённого ансамбля имени Александрова: "Дороги", "Хотят ли русские войны", "Бухенвальдский набат" и другие.

В драмкружке каждый год готовили к постановке какую-нибудь сцену из театральной классики. А однажды "замахнулись" на постановку полноценного спектакля в районном Доме культуры. Для солидности даже платные билеты распространяли. События в драме, кажется, Бориса Горбатова "Голос отцов" разворачивались на Украине, захваченной войсками Петлюры при содействии немцев, где молодые патриоты вели подпольную работу по освобождению родины. Для постановки использовали и настоящие декорации, и профессиональный грим, и театральную подсветку. К нашей радости, постановка удалась.

Спортзал школы мог быстро превратиться в актовый зал со сценой с расписанной задней стеной пейзажем Куинджи "Берёзовая роща". И на сцене проходили литературные вечера о творчестве поэтов, погибших на войне, об истории Моабитских тетрадей Мусы Джалиля, о поэтах-шестидесятниках Роберте Рождественском, Евгении Евтушенко... Жиздринский край медленно отпускала война. И через пятнадцать лет по городу возвышались местами груды кирпича разрушенных до основания домов. Поэтому школьники серьёзно воспринимали вечера, посвящённые военной тематике.

И, конечно, школьники выполняли основной объём работ по уборке картофеля в колхозах. За четыре года учёбы в средней школе мы побывали в большинстве хозяйств района. Оплата труда школьников тогда была не принята. Колхозы предоставляли жильё в крестьянских семьях и питание. Чаще всего за парты садились только в середине октября, навёрстывая потом учебную программу дополнительными уроками. Но никто из нас не роптал, осознавая, что кроме нас некому помочь обезлюдившей в результате войны деревне.