Интервью с психологом и православной христианкой Луниной Надеждой
— Надежда, сейчас так много говорят о медитациях. А можно ли христианину медитировать?
— Христианину очень хорошо научиться думать и отвечать на вопрос: зачем?
— И зачем же люди медитируют?
— Давайте разберемся. В целом, медитация — это традиционная практика в некоторых религиозных конфессиях. Например, в буддизме цель медитации — особое состояние, которое называется самадхи.
— Что это за состояние?
— Это когда у человека уходят противоречия между внутренним и внешним.
— А чем это опасно для христианина?
— Начнем с того, что достичь такого устойчивого состояния очень сложно. Мы же живем среди людей, противоречия возникают очень быстро.
— То есть это невозможно?
— Не думаю. Иначе бы буддисты этим не занимались.
— Тогда за счет чего это достигается?
— А вот тут и начинается опасность. Для такого состояния нужно изжить из себя идею собственной индивидуальности.
— Это противоречит христианству?
— Конечно! В христианстве каждая личность имеет ценность перед Богом именно как уникальность. Цель всех аскетических опытов в христианстве — раскрыть эту индивидуальность.
— Странно, я думал, что православным нужно меньше высовываться, проявляться.
— Ни в ком случае!
— Но мы столько говорим о смирении...
— Я как-то была в музее Архангельска и беседовала там с ученым, который занимается древнерусской живописью. Он поделился своим открытием, что не встретил еще ни одной иконы, которая была бы копией другой. Вы понимаете? Ни одной! А ведь все они писались по строгому канону. Именно канон помог иконописцам раскрыть всю уникальность своего таланта.
— Хотите сказать, что смирение — это своего рода канон?
— Именно! Мы все части Одного Тела Христова, только кто-то ухо, а кто-то нога, образно говоря. И наша ценность именно в уникальности проявления.
— Получается, что медитация ведет к тому, чтобы эту уникальность уничтожить, растворить?
— Я повторюсь, что все дело в цели. Современный человек погряз в информационном мусоре и суете. Можно ли в таком состоянии молиться?
— Нет, конечно.
— Помните, что написано в молитвослове перед утренним правилом?
— "...Стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом..."
— Именно. А как часто получается это сделать?
— Можно сказать никогда.
— Это все из-за привычки мозга суетиться, скакать от одной задачи к другой.
— А при чем тут медитация?
— Я бы не назвала это медитацией. Упражняться в тишине, в успокоении ума — Это хорошо. Мы слабы для постоянной молитвы, а вот посидеть и послушать, как стучит твоё сердце, как ты дышишь легче. Попробуйте.
— Тоже не просто.
— Можно полюбоваться природой, послушать спокойную музыку. Это дает возможность отойти от суеты, отключиться от текущих дел.
— Знаете, так интересно, стал слушать свое сердце и вдруг оно наполнилось благодарностью к Богу.
— Да, благодарственная молитва может родиться только в тишине сердца.
— Выходит, что если цель такого упражнения — тишина, то оно полезно христианину?
— Да. Еще целью может быть слышание своей души. Бог ведь с нами говорит через наши истинные желания. А как это услышать среди того шума, в котором мы живем.
— Да! Стоит взять телефон в руки, как на тебя сразу высыпаются Мальдивы, бренды и блинчики с икрой.
— И человек думает, что он всего этого хочет. Начинает бороться со своими желаниями и думает, что он аскезой занимается.
— Точно-точно.
— Давайте подведём итог.
Когда мы что-то делаем, нам надо знать с какой целью мы это делаем.
Не все то, что называют сейчас медитацией, на самом деле является чуждой христианину религиозной практикой.
Нам важно оставаться в тишине, слушать себя, созерцать мир. Иначе мы совсем не сможем молиться.
— А что с точки зрения здоровья? Могут ли такие упражнения помочь сохранить здоровье?
— Я как-то читала интервью известного онколога, который лечил Джобса. У меня плохая память на имена, простите не могу вспомнить как его зовут. Он сказал так: "когда человек после работы просто сидит и смотрит в небо, он не тратит время впустую, он помогает себе".
Нашей психике нужно время, чтобы переварить все события, переживания, нам нужно безделье. В это время происходит балансировка, раскладывание по полочкам всего того, что случилось в жизни.
— Только отдых?
— Нет, конечно. Нужна еще переработка, т.е. проживание эмоций, но без отдыха и это не поможет. Отдых важнее даже.
— Значит не надо бояться расслабления под щебет птиц и шум моря?
— Можно еще расслабляться под звучание голоса с рассказом о море.
— Спасибо. Теперь все ясно. Я понял разницу между религиозной медитацией и оздоровительной.
Интервью провел Андрей Зотов.
15 февраля (среда) 19-00. Вебинар из цикла "Православие и психология" Часть 5 "Личные границы и милосердие"