Целью исследования было оценить связь между гестационным возрастом при рождении и когнитивными исходами в подростковом возрасте.
Методы
Датские исследователи выполнили национальное исследование с включением 1,2 млн детей, рожденных с 1986 по 2003 год. 792 724 имели братьев/сестер, рожденных в этот же период.
Исследователи оценивали письменный язык и математические способности в возрасте 15-16 лет.
Результаты
- 5,6% детей родились до 37 гестационный недели.
- Показано, что только дети, рожденные раньше 34 гестационный недели имели худшие показатели письменного языка (различие, −0,10 (95% ДИ −0,20- −0,01 для ≤27 гестационной недели) и математических способностей (различие, −0,05 (95% ДИ −0,08- −0,01) для 32-33 гестационной недели, −0,13 (95% ДИ −0,17- −0,09) для 28-31 гестационной недели и −0,23 (95% ДИ −0,32-−0,15) for ≤27 гестационной недели), по сравнению с детьми, рожденными на 40 неделе.
- Отмечено снижение среднего балла по шкале IQ на 2,4 балла среди детей, рожденных на 32-33 недели, на 3,8 баллов при рождении на 28-31 недели, на 4,2 балла при рождении на ≤27 гестационной неделе, по сравнению с рождением на 40 неделе.
- Тогда как рождение на 34-39 неделе сопровождалось сжижением показателя IQ на 1 балл.
Заключение
Копнитивные способности у подростов, рожденных на 34-39 неделе и у рожденных на 40 неделе не различаются. когнитивный дефицит наблюдается у подростов, рожденных до 34 гестационной недели.
Источник: Husby A, Wohlfahrt J, Melbye M. Gestational age at birth and cognitive outcomes in adolescence: population based full sibling cohort study BMJ 2023; 380 :e072779 doi:10.1136/bmj-2022-072779.