Найти тему

АЭРОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА КАК РОД ВОЙСК

"АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №2 2023 Г"
#армейский_сборник@ric_mil_ru

Вторая половина ХХ века характеризовалась масштабным внедрением винтокрылых машин в различные сферы человеческой деятельности. Естественно, они стали неотъемлемой частью и вооруженных сил. Ведущие государства мира активно оснащали свои войска вертолетами различного предназначения.

В США, СССР, странах НАТО и Варшавского Договора появились вертолетные подразделения и части, которые выполняли различные задачи: от материально-технического обеспечения и переброски войск до боевого применения в борьбе с морскими, воздушными и сухопутными силами противника.

Особенно широкое применение вертолеты получили в сухопутных войсках. Начиная с войны в Корее и боевых действий в Юго-Восточной Азии, вертолеты стали активно участвуют практически во всех боевых операциях наземных сил. Боевые действия в Индо-Китае, на Ближнем Востоке, в Индостане продемонстрировали высокую надежность винтокрылых машин различного назначения, их эффективность в ходе локальных войн и конфликтов.

Именно в этот период новым направлением в вертолетостроении США становится создание ряда машин нового типа — боевых вертолетов. Наряду с транспортными, разведывательными и вертолетами общего назначения американским войскам потребовались вертолеты огневой поддержки и ударные вертолеты.

Дальнейшим этапом развития боевых вертолетов стало оснащение их противотанковым вооружением. Эти вертолеты стали выполнять ударные задачи по борьбе с бронетанковой техникой противника.

В период арабо-израильской войны в октябре 1973 года вертолеты впервые стали целенаправленно использоваться для борьбы с танками и другими бронированными целями.

За рубежом ведущая роль в разработке и производстве вертолетов различного назначения в последней четверти ХХ века, наряду с США, принадлежала Франции, Германии, Великобритании и Италии, располагавших развитой авиационной промышленностью. Начиная с 1984 года, Франция и Германия вели совместные разработки боевого вертолета 90-х годов «РАН-2», предназначенного для боевых действий в сложных метеоусловиях и ночью. Он планировался в трех вариантах: противотанковый для бундесвера, разведывательно-ударный и противотанковый для сухопутных войск Франции.

Впоследствии многоцелевой вертолет NH-90 франко-германской разработки заменил американский UH-ID. Он был представлен двумя разновидностями: транспортно-десантный (для сухопутных войск и ВВС) и противолодочный (для размещения на единых фрегатах НАТО). Их поставки в войска начались в середине 90-х годов.

Ударный вертолет США McDonnell Douglas AH-64
Apache
Ударный вертолет США McDonnell Douglas AH-64 Apache

В целом же работы по качественному обновлению вертолетного парка в тот период включали следующие направления: создание образцов нового поколения, в том числе разведывательно-­ударных; разработка современных типов вертолетного вооружения, включая ракеты класса «воздух — воздух», а также комплексов ПТУР, отвечающих требованиям концепции «выстрелил и забыл»; оснащение летательных аппаратов современными бортовыми средствами разведки, целеуказания и РЭБ; повышение защищенности и увеличение полезной нагрузки вертолетов.

Велись активные работы по защите противотанковых и разведывательных вертолетов от вертолетов-истребителей противника за счет оснащения первых легкими УР класса «воздух-воздух», разрабатываемыми на базе ПЗРК «Стингер». Были начаты разработки по созданию специальных вертолетов сопровождения, оборудованных ракетами данного класса и аппаратурой ночного видения.

Из общего количества вертолетов, стоявших в тот период на вооружении западноевропейских государств — членов НАТО, наибольший удельный вес приходился на многоцелевые (до 40 %), за ними следовали вертолеты огневой поддержки (около 25 %), различного назначения (более 20 %) и транспортно-десантные.

В 90-е годы прошлого века в боевом применении армейской авиации наметилась новая концепция, значительно повышающая аэромобильность сухопутных войск. Военные специалисты НАТО считали, что она должна перейти на следующий этап своего развития, т. е. освободиться от жесткой связи с наземными войсками, получить большую самостоятельность и более полно использовать свои боевые возможности. Высказывалось мнение, что надо создать аэромобильные дивизии, включающие части боевых (в том числе противотанковых) вертолетов, обладающих высокой огневой мощью и аэромобильностью, совершенствовать воздушно-десантные войска и транспортные вертолеты. В этой связи в странах НАТО проводились исследования возможных вариантов применения аэромобильных войск в составе армейских корпусов и групп армий.

В 1988 году министр обороны ФРГ на декабрьской сессии Совета НАТО внес предложение сформировать объединенную аэромобильную дивизию и передать ее в распоряжение командующего Северной группой армий. В ее состав предполагалось включить: бригаду противотанковых вертолетов армейской авиации сухопутных войск бундесвера; 24-ю аэромобильную бригаду Великобритании; бельгийскую бригаду парашютистов «коммандос» и голландские подразделения. Предложение нашло положительный отклик, и министры обороны стран НАТО поручили Комитету военного планирования изучить его и представить подробный доклад. Вариант включения многонациональных аэромобильных соединений в группы армий или равные им объединения также оставался в силе.

В составе такой дивизии предполагалось иметь следующие бригады: две-три аэромобильные, боевых вертолетов, транспортно-десантную, а также части (подразделения) наземной и воздушной разведки, ПВО, боевого и тылового обеспечения. Основу их создания должны были составить существующие и создаваемые аэромобильные войска отдельных стран НАТО. В целом наличие таких сил способствовало бы повышению внезапности действий, боевых возможностей сухопутных соединений, эффективному сочетанию огня и маневра на поле боя, а также быстрому сосредоточению превосходящих сил на важнейших направлениях действий противника.

В наибольшей степени в тот период выдвигаемым требованиям отвечали аэромобильные соединения сухопутных войск США. Западно-европейские страны значительно отставали в этом плане, однако предпринимали активные усилия по практической реализации планов создания аэромобильных войск в составе национальных вооруженных сил.

Новый вид оружия породил и новый род войск — «аэромобильные войска», и новый вид операций — «аэромобильные операции».

Аэромобильные войска — род войск в составе сухопутных войск, предназначенный для боевых действий в рамках операций, связанных с переброской по воздуху значительной массы войск и высадкой их в важных тактических и оперативно-тактических районах боевых действий.

Продолжение: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/467922/