Приветствую всех ценителей истории Петербурга! Обязательно подпишитесь на мой канал и поставьте лайк этому посту.
Очень благодарен вам за интерес к моему каналу. Многие пишут, что контент конечно классный, но убогость словарного запаса автора, т.е. меня, удручает. Отвечу прямо здесь, в начале поста. Канал очень узкопрофильный и каким образом расширить словарный запас, для описания общеизвестных архитектурных деталей, мне непонятно.
Прошу вас не ругаться на меня.
В общем, друзья, если у вас есть какое-то определённое решение в отношении текстов, пишите свои предложения в комментариях. Большое вам спасибо! Этот пост и несколько последующих я посвящаю самым известным зданиям центра. Начинаем!
Голубь с прикреплённой к нему камерой, завис над каналом Грибоедова. Внизу, под зданием Казанского собора, в самой темноте, таится дом компании "Зингер", в котором с 1919-го года и по сей день размещается самый крупный в России книжный магазин "Дом книги".
7-ми этажное здание было построено в период с 1902-го по 1904-ый годы.
Автор проекта - русский француз, граф Павел (Поль) Юльевич Сюзор!
Описано, что фасад решён в стиле "Модерн", но на самом деле фасад более эклектичен, с применением множества модерновых элементов. Переходим к осмотру фасада! Это первое в истории России здание, построенное на основе металлического каркаса, закрытого кирпичной кладкой. Уличный фасад выполнен как минимум из четырёх видов гранита.
Заслуживает упоминания, что на наружных фасадах совершенно нет водосточных труб, взамен чего вся вода отводится посредством двойных медных труб, проложенных в стенах здания и изолированных от пота посредством асбеста и сукна; наверху снег и вода собираются в эти трубы по особым желобам, в которых устроены приспособления для таяния снега посредством пара. (с) Журнал "Зодчий" 1906 год.
Это позволило не только уменьшить толщину стен, но и увеличить размеры окон и улучшить освещенность помещений. Парадный вход в здание делового центра располагается со стороны Невского проспекта.
Кованные флоральные украшения в стилистике раннего модерна с применением элементов "Удар бича, хлыста".
Цоколь обработан красным гранитом. Под ногами заглушенные приямки со стороны Невского проспекта.
Люксферные решётки со стороны набережной канала Грибоедова.
Фасад первых двух этажей также облицова красным гранитом, уже полированным.
Вид на фасад здания со стороны набережной канала Грибоедова.
Единственный въёзд на территорию внутреннего двора расположен со стороны набережной.
Оригинальные, восстановленные в ходе реконструкции и реставрации здания в период с 1999-го по 2009-ый годы. Ворота двустворчатые, оригинальные. Надпись на створках "Компания Зингер".
Стены арки облицованы тремя видами настенной керамической плитки.
Пластичный фриз с расцветкой.
Он ближе.
ОБщий вид на воротную арку. Представляете, обычно же никто не обращает внимания на убранство арочных проёмов. Оно самое простое и без излишеств, но именно в этом здании проезд имеет роскошную керамическую отделку.
В правом простенке обнаруживается надпись "1902" - датировка начала строительства здания.
В левом простенке датировка "1904" - окончание постройки.
Витринное ограждение центрального входа в магазин компании "Зингер".
Изогнутые торшеры в виде драконов, держащих в зубах плафоны светильников. Будете проходить мимо - обязательно обратите внимание.
Массивный картуш с маскароном
Антропоморфный герой снят снят ближе.
А ещё оконные проёмы второго этажа в верхней их части увенчаны маскаронами дев модерна. Пластичные и очень роскошные.
Часть угловой остеклённой части здания. На фасаде расположено много металла. Он вышел наружу и в эпоху модерна являлся декоративной составляющей. Не только сама функция металла, его мощь, крепость, но и художественная нагрузка, эстетика.
Мозаичные панели были выполнены в мозаической мастерской братьев Фроловых: Александра и Владимира Александровичей. Обязательно почитайте про Фроловские мастерские. Ленинград тесно связан с Москвой, как бы кто ни говорил. Мозаики на станциях метро "Павелецкая" и "Автозаводская" тому пример.
Дева модерна и мозаика над ней.
Мой вечерний кадр, датированный 2007-ым годом.
Градусник - так называют строители остеклённую вертикальную галерею.
Площадь фасада по Невскому проспекту.
Предпоследний, шестой этаж украшен тремя парами скульптур. В металлодекоре здания впервые была использована ковкая бронза. Фигуры на фасаде выполнены в технике выколотки под "зелёную бронзу".
Скульптурное убранство выполнено скульптором Амандусом Хейнрихом Адамсоном.
Антропоморфы восседают на рострах. Ростр - таран с металлическим (бронза или железо) наконечником в носовой части военного корабля времён Древнего Рима, обычно в форме стилизованного трезубца. Ростр располагался ниже ватерлинии и применялся для создания пробоин в корпусе корабля противника.
Антропоморфная фигура в левой части градусника держит в правой руке длинный шток, символизирующий швейное дело.
Тот, что расположен справа (скорее всего девушка) в левой руке держит веретено и шерсть, превращённая в нить сразу идёт к игле швейной машины, расположенной под правой рукой.
Сегодня, нить, ведущая от веретена до иглы оборвана. Сгнила от времени. Ну и стиральная, ой, швейная машина под правой рукой ближе.
Два последних этажа так же оформлены металлодекором.
На уровне 6-го этажа можно увидеть латинскую букву "S" - начальную букву слова "Singer".
Она же в дореволюционном снимке.
А ещё та же аббревиатура, только на русском. Под русской буквой "З" в составе деревянной рамы устроен кадуцей, обвитый змеями с крылатым шлемом-петазом - головным убором бога торговли Гермеса.
Те же кадуцеи с крыльями и венки, а так же трёхцветия, выполненные из металла, украшают простенки между окнами предпоследнего этажа.
Последний седьмой этаж - когда-то мансардный.
Великолепный дом, украшающий своим видом Невский проспект.
Кровлю здания венчает уникальная для Петербурга башенка в виде напёрстка, с шаром, поддерживаемым снизу тремя девами.
Когда-то шар, по сути земной, обвивала лента с надписью "Зингер".
И на этом снимке также обнаруживается такая же надпись.
В советское время на этой ленте красовались слова "Дом книги".
Американский орёл, восседающий на постаменте, в горячее послереволюционное время был уничтожен, а нынешний был восстановлен во время реконструкции здания в 21-ом веке.
Автором оригинальной скульптуры при строительстве дома компании "Зингер"выступил талантливый скульптор, русский француз Артемий Лаврентьевич Обер.
Портрет скульптора Артемия Лаврентьевича Обера.
Великолепный деловой центр, построенный в начале 20-го века. Архитектор со своим бюро постарался на славу. Сейчас же мы с вами переходим к изучению истории участка!
На плане Санкт-Петербурга за 1737-ой год вдоль канала Грибоедова располагается не так много построек. Под номерами 23 и 24 представлены манеж и мазанки для служителей Конюшенного ведомства.
Об этом можно почитать в описании к плану.
В Архитектурных чертежах и планах Санкт-Петербурга (1730-е-1740-е гг.) из коллекции Фридриха Вильгельма Берхгольца обнаруживаем как выглядело главное здание Оперного дома.
Спустя некоторое время, в середине 18-го века сохраняется всё тот же манеж.
В конце 18-го века, в 1798-ом году на набережной уже стоят обывательские дома.
Далее, отталкиваясь от плана Санкт-Петербурга за 1828-ой год обнаруживаем, что два дома имеют один номер - 24, но вероятнее всего в план закралась ошибка и участок, ближний к Казанскому мосту всё же имел номер 23.
В 1809-ом году участок 23 у Казанского моста на Невском проспекте находился в собственности генерала-майора по фамилии Бороздин. К сожалению, неизвестны имя и отчество генерала.
На этом изображении, датированном 1823-1824-ым годами, вдали, под стрелкой видим 3-х этажный дом.
И на этом изображении можно частично рассмотреть трёхэтажное здание, довольно скромное на декоративную отделку.
В справочнике 1822-го года в разделе "Перемены и ошибки, произошедшие во время печатания" в роли владельца выступает аптекарь Карл Иванович Имзен.
На чертеже 1833 года обнаруживаем уже знакомый нам 3-х этажный дом.
В атласе 13 частей Санкт-Петербурга Карл Иванович Имзен указан дворянином, впрочем и его жена Ульяна Карловна.
Выдержка из справочника 1854-го года.
В начале 1860-х годов Имзены продадут своё домовладение жене Почётного Мирового Судьи Петра Владимировича Жуковского - Ольге Карловне. Интересно, Ольга Карловна, не родственница ли Имзенов, согласно отчества?
Портрет Петра Владимировича Жуковского.
При Жуковских старый дом будет надстроен дополнительным четвёртым этажом.
Лицевое здание, выходящее на Невский проспект, служило Жуковским деловым центром, а надворные флигели в качестве доходного жилья.
Банкирский дом "Лампе", газета "Биржевые ведомости", светопись Левицкого и сына и прочие конторы.
В 1899-ом году Ольга Карловна Жуковская указывается вдовой действительного статского советника и служащей в санкт-Петербургском женском Медицинском институте.
Изображение института.
В 1900-ом году Ольга Карловна продаст здание за сумму более чем 1 миллион рублей обществу "Мануфактурная компания "Зингер".
Один из листов журнала "Зодчий" за 1906-ой год.
Старый 4-х этажный дом был полностью снесён и на его месте будет построено здание, поражающее своей красотой и ныне. Дом этот, принадлежавший в последнее время госпоже Жуковой был очевидно одним из старейших в Петербурге, так как при его разборке весь гранитный цоколь, имевший в высоту два аршина (142 см) был ниже уровня современного тротуара; на этой же глубине оказалась и старая мостовая. Удивительно, как вырос исторический слой.
На фотографии, датированной 1903-м годом видно что выведен уже нулевой уровень, идёт строительство первого этажа.
Конечно же, автор американского проекта, Эрнест Флагг, скорее всего предполагал постройку высотного здания в Петербурге, но высотный строительный регламент, не разрешавший строить здания выше 23,47 метра.
В России, в Санкт-Петербурге будет компанией "Зингер" будет нанят архитектор Павел Юльевич Сюзор, который предложит более адаптированный проект.
На самом деле и американский проект не лёг в стол, а был в 1908-м году воплощён в жизнь. В Нью-Йорке на пересечении либерти-стрит и Бродвея. Здание было снесено в 1968-м году.
В 1904-ом году будет закончено строительство углового здания на пересечении Невского проспекта и набережной Екатерининского канала.
Разрез дом.
Подсветка здания. Снимок датирован 1913-м годом.
Угловой вход вёл в помещения магазина компании "Зингер". Торговый зал со швейными машинами.
Швейные машины в лучах света.
Вход в деловой цент со стороны Невского проспекта. В оконном проёме второго этажа виднеется реклама Санкт-Петербургского частного коммерческого банка.
Позже этот банк построит построит собственное здание на Невском проспекте , д.1.
Парадный вестибюль делового центра.
Большое фасолевидное окно - один из признаков модерна.
Стены вестибюля облицованы литьевым стюком, штюком, стукко.
Некоторые источники утверждают, что мраморной лестница была только до второго этажа, далее была деревянной. Мраморные марши появились после реконструкции. По мне так это ошибка и скорее всего лестница была выполнена из камня.
Поднимаемся наверх и осмотрим атриумы.
Сегодня бизнес-центр "Дом компании "Зингер" является бизнес-центром класса "А".
Заходим в атриум. Я бы ещё более подробно описал это здание, но к сожалению, делал только общие снимки.
Вид на атриум с зенитным фонарём в виде кровли.
До начала реконструкции в 1998 году в здании располагались две коммунальные квартиры ,а вообще было 5. Ты где живёшь? Не поверишь, в Зингере! Видите два деревянных оконных заполнения, друг над другом расположенных? Когда-то там размещались кухни коммунальных квартир. 4-ый этаж-окно нашей квартиры. Детей в Доме книги было очень много. Когда Дом книги закрывали после рабочего дня-детьми бегали по тогда ещё деревянной лестнице, играя в прятки. Читали бракованные книги: непрокрас, недопечатка и т.д.
На этой фотографии виден полуразваленный, но всё ещё оригинальный атриум. Фото конца 1980-х годов.
Сегодня конечно же всё выглядит очень здорово! Стены внутреннего двора облицованы тремя видами декоративного кирпича- кабанчика.
Это второй двор.
Вид на атриум снизу вверх.
На первом этаже здания размещался магазин по продаже швейных машин "Зингер", а на последнем этаже располагалась контора компании. Световой фонарь освещает всю площадь конторского помещения.
Ещё один дореволюционный снимок конторы.
Уже более 10-ти лет эти помещения арендует компания "Вконтакте".
Комната для переговоров ВК.
И конечно же, как не заглянуть внутрь напёрстка. В его центре устроена лестница с клеймом "Сан-Галли"
Попасть во внутрь сферы, которую поддерживают девы, можно посредством этой трубы.
Лезем!
Как здорово написал один из знакомых, что попадая сюда впервые, будто находишься в рубке марсианского треножника!
Такой вот скомканный рассказ получился, но я хотел рассказать не о компании "Зингер" и её появлении в Российской империи, а именно о постройке самого дома.
Очень большая история о подвиге работников Дома Книги в блокадное время, о Детгизе и прочих интересностях я постараюсь рассказать как-нибудь позже.
Очень вас благодарю за внимание, уважаемые друзья-подписчики. Если желаете поддержать мой канал финансово, то можете отправить любую удобную для вас сумм на одну из моих карт банков. Мне будет очень приятно!
До новой встречи!