Утрата - это всегда про боль и то, как переживет эту боль ребенок зависит от его возраста:
от того были ли в его жизни до этого травмы,
от типа нервной системы ребенка
и от того, в каком состоянии значимые взрослые находятся (как окружение реагирует).
Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть).
Горевание - это очень важный процесс, это процесс работы нашей психики с утратой.
Но психика маленьких детей еще не сформирована и часто так бывает, что этот процесс “откладывается” до того момента, как у ребенка не появится внутренний ресурс, чтобы ПЕРЕЖИТЬ все эти чувства.
Ну, например, моего отца не стало, когда мы с братом учились в начальных классах. До это этого мы уже успели столкнуться с утратой (смерть бабушки-маминой мамой). И, на мой взгляд, осознание утраты отца пришло в средней школе, лет так в 12.
Мы уже сами став старше столкнулись тет-а-тет со своими чувствами/переживаниями и учились их проживать. Уверена, что прожить удалось только во взрослом возрасте. Не зря ж я пошла учиться на психолога)) Каждый психолог приходит в профессию не просто так, в основном, чтобы решить какие-то свои внутренние проблемы.
В общем, как мы с вами уже поняли, маленькие дети “замораживают” чувства, но это не значит что их у них нет, и велика вероятность, что они их догонят в более старшем возрасте. Дети постарше, которые столкнулись с утратой и их психика в состоянии обработать эти сильные чувства и ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВЗРОСЛОГО уже способны горевать.
Еще раз! Горевание - это НЕОБХОДИМАЯ работа нашей психики, которая позволяет пережить потерю и научиться жить дальше БЕЗ этого человека.
То есть ребенку нужно погоревать, как и каждому взрослому человеку, который столкнулся с утратой.
Первая реакция на смерть у детей - это ШОК. Кто-то уходит в молчание, кто-то плачет, кто-то вообще не понимает (малыши), что происходит, НО ОТЧЕТЛИВО чувствует атмосферу дискомфорта в доме. Поэтому тактика “не говорить” приводит к еще большему стрессу и напряжению внутри ребенка.
Он видит и чувствует, что что-то произошло, но взрослые делают вид, что все впорядке.. Эта картинка создает жуткий когнитивный диссонанс между: что я чувствую (и вижу) и тем, что мне говорят взрослые.
Ребенком, с которым не говорят о чувствах, о том, что произошло и главное ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ овладевает тревога, которая может привести к депрессии.
Отрицание, страх, отчаяние, гнев и смирение - это то, через что проходит практически каждый потерявший близкого человек
КТО ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СЛУЧИВШЕМСЯ?Родной и близкий человек, которому ребенок ДОВЕРЯЕТ. Маленькому ребенку в такие моменты необходим тактильный контакт и ощущение, что меня все равно любят и я не виноват (детский эгоцентризм способен поместить в голову дошкольника чувство вины за смерть близкого).
Дети постарше (подростки) могут хотеть (и имеют на это право) побыть в одиночестве. ВАЖНО и в первом и во втором случае окружить ребенка заботой, чтобы кто-то из взрослых и родных взял на себя все заботы о ребенке.
Кстати, регресс, это нормальная реакция на стресс, а уж тем более на такую травму. Не стоит удивляться или наоборот, требовать от ребенку большей самостоятельности в этот период. Ему плохо, его психика вернулась в то состояние, когда было хорошо, когда было все как раньше. Ему нужна помощь.
КАК ПОМОЧЬ ГОРЮЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?
1. Быть рядом.
2. Разрешать плакать. Плакать – это совершенно естественно и нормально. Не нужно уходить, чтобы ребенок не видел, как вы плачете. Только в случае, если вы действительно не справляетесь с собой и можете испугать ребенка.
3. Не заставлять плакать, если видите, что ребенок не хочет (каждый реагирует по своему, учитываем тип нервной системы и анамнез ребенка).
4. Не относиться к ребенку с жалостью и как страдающему (да, ему больно и он страдает, но такое отношение только усугубит ситуацию).
Важно держать баланс между сочувствием и обесцениванием. То есть мы не говорим о том: все справляются и ты справишься, тем самым побуждая ребенка засунуть чувства куда подальше и закрыться, но при этом избегаем таких фраз как: “бедный малыш, как теперь ты”. Подобного рода фразы делают из ребенка жертву и не дают возможности прожить чувства, а лишь только страдать.
5. Дать возможность опереться на вас. Это относится к пункту номер 1: “быть рядом”. Важно чтобы ребенок понимал, что в его жизни остались люди, которые могут о нем позаботиться, на которых можно опереться и расслабиться. Как это сделать? Ключевое - почувствовать внутри себя. Я твой взрослый, я рядом и со мной ты не пропадешь.
Вместе мы это переживем. Вот это внутреннее ощущение само по себе будет транслироваться ребенку (если оно разумеется есть), он быстро его почувствует и это поможет расслабиться (снять высокий уровень тревоги и напряжения).
6. Говорить о страхах. За тревогой стоит очень много страхов, которые нужно помочь ребенку преодолеть и разрешить.
Страх смерти: “А я умру?” Например, если смерть близкого произошла в результате несчастного случая. Важно честно и спокойно сказать ребенку, то все мы когда-нибудь, но не скоро умрем, и что то, что произошло с (умершим) это несчастный случай, и обычно люди живут долго и т.д. и т.п.
Страх заболеть (тоже как разновидность страха смерти). Часто такое бывает, если умерший человек до этого долго болел. Поэтому важно говорить с ребенком, что не все болезни приводят к смерти, чтобы потом, заболев, ребенок не боялся умереть: «Давай вспомним, ты же болел в прошлом месяце и поправился. И я болела недавно, помнишь? И тоже поправилась».
Страх будущего (неизвестности). Что будет дальше? Кто будет водить/забирать меня из школы? Кто поможет? Кто подскажет и т.д. и т.п. Поэтому важно поговорить с ребенком, что будет дальше… Проговорить основные моменты, снять тревогу перед неизвестностью и может даже прописать план на неделю-две-три вперед.
Вообще говорить о страхах с детьми не просто, многие дети закрываются и не идут на контакт. Здесь нам может помочь арт-терапия, творчество и сказки.
Можно просто предложить порисовать ребенку без тематики и направления, можно порисовать чувства, можно страхи. Обсудить нарисованное, изменить произведение, чтобы оно вызывало приятные или спокойные чувства у автора.
С помощью сказки дошкольникам и младшим школьникам можно объяснить что же произошло. С помощью сказки можно поговорить о чувствах, развеять страшные и тревожащие мысли и помочь ребенку осознать, что с этим можно жить, а главное, что он не один кто это все переживает.
Если нужно, я могу поделиться своей авторской сказкой из проекта «Сила сказки», дайте знать в комментариях.
7. Помочь ребенку найти ресурс. То есть обратить внимание на то, что осталось (есть) в его жизни. Ресурсы - это то, что может поддерживать ребенка, в моменты, когда он не охвачен переживаниями и просто живет. Можете вместе или самостоятельно составить список этих маленьких и больших радостей, которые в свою очередь помогут ребенку пережить это глубокое и сложное состояние.
Ресурс должен быть не только у ребенка, но и у сопровождающего (поддерживающего) его взрослого. Если вы тот самый взрослый - ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ. Чаще всего психологическая помощь (моментальная) нужна взрослым, ребенку достаточно того, что делает (если делает) его близкий взрослый.
А вот потом, чуть позже, спустя какое-то время помощь ребенку может понадобиться, помощь в принятии и в проживании сложных чувств.
Когда стоит обратиться к психологу?
Если вы заметили любые изменения в поведении ребенка, которые подзатянулись или только усугубляются с каждым днем:
- это может быть замкнутость;
- агрессивность;
- смена настроения или пониженное настроение;
- любые психосоматические проявления;
- тревожный сон;
- потеря интереса к тому, что раньше увлекало и пр.- !ОТСУТСТВИЕ КАКОЙ-ЛИБО РЕАКЦИИ (грусти, печали, когда ребенок как-будто бы не вспоминает об ушедшем человеке) - ЭТО СИЛЬНЫЙ СИГНАЛ о том, что его нервная система заблокировала все воспоминания и чувства, так как НЕ СПОСОБНА ЭТОГО ВЫДЕРЖАТЬ.