Цой, в корейском произношении "чхве", переводится "вершина". Виктор Цой был из тех, кто измерял время в тысячелетиях. Такое видение дано только великим людям.
По воздействию на публику, будучи еще дилетантами, КИНО сразу превосходили авторитетных и матерых лидеров андерграунда того времени, Аквариум и Зоопарк. "Время есть, а денег нет" - в 1983-м, "Последний герой" в 1984-м действовали на слушателя как гипноз. Слушали зачарованно, никто не мого оторваться, даже те кто не понимали или не признавали такой неофициальный рок из "советского подполья". Музыка простая, складная и увлекательная. Четкие музыкальные фигуры и жизненные тексты - зарисовки состояния души несколькими яркими штрихами, в манере японского поэта Исикавы Такубоку: 3-4 сильных образа и эмоциональная картина готова.
Мои душа и разум были сразу конгениально потрясены первыми же записями группы и после выхода первых двух альбомов я уверенно называл КИНО лучшей рок-группой в СССР, удивляя поклонников модных тогда Землян, Динамика и Карнавала.
Почему то простое некоторые считают легким, а на самом деле, чем проще - тем сложнее. В искусстве чем проще средства, тем сильнее выражаются чувства. Виктор Цой это осознал, интуитивно или разумом, но сделал своим кредо. Хотя до сих пор некоторые говорят о простых аккордах песен КИНО. Вот группа Metallica, признанный лидер мирового рока, знает толк в рок-музыке, без сомнений, для исполнения на выступлениях в России выбрали "Группу крови" от КИНО. Хорошую вещь сердце чувствует. Кому мало аккордов - слушайте Градского. Там много тональных переходов и усложненных гармоний, но почему то мало слушателей.
Виктор Цой стал уникальным благодаря своему умению оказаться внутри самой души человека и формулировать информацию подсознания. Эта простота единства изнутри объединяет. Творчество КИНО - это манифестация восприятия мира лидером группы Виктором Цоем. Искусство вообще есть образная интерпретация мира и Виктор Цой владел этим даром - творить искусство. Этот дар не в сложности и множестве гармоний, отсутствие которых снобы ставят в упрек, а именно в даре художественной интерпретации мира простыми средствами выражения. Песни Цоя мы проживаем вместе с ним. Многие ли исполнители сумели этого добиться? У парня была харизма и певческий талант тут ни при чем. Харизму не купишь и ей не научишься. Это или есть или нет. Молчащий Цой и вживую и даже с фотографий порой говорит больше иных ораторов. Как Мик Джеггер, прочищая нос, выглядит привлекательнее иных танцоров.
Вот начало - 1982 год, альбом "45". Ведь кто-то слышит, как простые гитары дуэта Рыба-Цой бряцают простые аккорды. За этим будто простым аккордным бряканьем огромный художественный мир, огромный творческий потенциал, ярчайший поэтический, мелодический и эстетический мир. По яркости создаваемых эмоций несравнимый ни с кем, кроме сольных записей Джона Леннона и Марка Болана. (Вот и Рыбин утверждал: " Цой обожал The Beatles, бесконечно их слушал, ему нравилось, как звучит голос Джона Леннона и он пробовал петь как Леннон").
Человек тонкого вкуса, БГ, сумел это сразу увидеть, почувствовать, понять ауру обаяния КИНО и вывел группу в студию и на сцену. По воспоминаниям самого БГ, после пары песен в электричке, он сразу "почувствовал дрожь первооткрывателя, нашедшего драгоценный камень или древнюю амфору". В период успеха группы, БГ давал группе еще более высокую оценку: "Вот живые звезды, а я кто?". Наконец, по поводу "Звезды по имени Солнце" БГ свое видение формулирует так: "Я был просто в неистовстве, насколько ясно Дух говорит что ему здесь тесно, что Он не понимает, зачем Он здесь и хватит уже". Умница БГ сразу увидел огромного Духа, говорящего через Виктора Цоя.
Смерть Поэта - это тоже художественный акт. "В жизни важно благо, а не долгий век, и нередко в том и благо, что он короток" (Сенека). Творчество Цоя во времени только крепнет. В начале 80-х он первым не был, в моде были Антонов и Земляне на большой сцене и Ю.Лоза, Аквариум, Зоопарк, ДК и Пикник в андерграунде. Но чем дальше по времени, тем тем больше растет значение творчества Виктора Цоя для современников. Похожую стремительную эволюцию за короткий отрезок времени показали когда-то Beatles, также взявшие в свой творческий плен души поколения.
1989 год: в альбоме "Звезда по имени Солнце" достигнуты уже настолько головокружительная высота и монументальность, четкость, ясность и высокий пафос изложения, что мышление автора открыто приобретает общечеловеческий вселенский масштаб. У одноименной песни был в черновиках и четвертый куплет, не вышедший в записи, но показывающий гигантский масштаб и пафос мышления и творчества Цоя на то время :
"Наш город зажигает огни
А огни это наши глаза
Он помнит наши лучшие дни
Он видел нас в наших слезах
И за эти две тысячи лет
Он к огням наших глаз привык
Он не делит на чужих и своих
Для него мы все просто на миг
Задержались под светом звезды по имени Солнце..."
Наконец, "Черный альбом" 1991 года. Ни одного не точного звука, ни одного лишнего слова, ни одного недостающего. Кто его учил? Никто. Откуда это умение, этот вкус, это мастерство, это совершенство в деле? Только с Неба, только свыше. Само совершенство в рок-песне представлено в последних альбомах и они гипнотизируют. После прослушивания пластинки остается ощущение встречи с чем-то величественным, словно видел в грезах титана, или как после встреч с произведениями величайших художников - Тициана, Рафаэля или Леонардо да Винчи. Совершенная работа.
А.Вишня ставит себе в заслугу сведение и распространение "Группы крови". Утверждает в самооправдание, что благодаря его поступку КИНО стали стоить в 10 раз дороже. Фактически, Вишня своровал интеллектуальную собственность, украл и продал чужой копирайт. Вот если бы какой-то жулик утащил личные вещи у какой то мировой знаменитости, а потом бы хвастал, что благодаря этому происшествию звезда получила хайп, раскрутку. Столько же оснований хвалиться раскруткой жертвы у тех, кто в южноамериканском отеле убил знаменитую певицу Лоалву Браз (группа "Каома"), исполнительницу "Ламбады".
Сведена "Группа крови" не так уж и хорошо. Заметно хуже, чем предыдущий альбом КИНО - "Это не любовь". Инструментальные партии не так выделены и отчетливы, пропорции компрессии не выразительные, вокал какой то не близкий, словно через полиэтиленовую пленку отражен. (Здесь я имею в виду именно магнито-альбом, пошедший по стране с подачи А.Вишни, потому что на новодельном немецком ре-мастеринге эти ошибки были устранены). Понятно, что Алексей занят был, отвлекался, незаметный провод для нелегального копирования в соседнюю комнату тянул, маскировал и не очень то прислушивался. КИНО же стали стоить в 10 раз дороже не потому что Вишня украл у них запись и продал на тиражирование по киоскам, а потому что записали свой лучший на то время альбом "Группа крови". Альбом вышел настолько сильным, что накрывал собой все, что было потом написано в русском роке и до сих пор накрывает собой все. Вот поэтому КИНО и стали дорогими, а потом и бесценными - за творческий полет на недосягаемой для остальных высоте. Причем, годом раньше А.Тропилло также не советуясь с группой издал на "Мелодии" альбом "Ночь" (1986 год). После неавторизованного издания альбома "Ночь" возмущенный поступком Тропилло, Виктор Цой ушел сводить новый альбом к А.Вишне, который вовсе и не был профессионалом такого высокого класса, как А.Тропилло, где снова был обворован. После этого отменилось и американское издание альбома, поскольку он уже вышел нелегально, американский лейбл отказался от издания альбома, который уже издан бутлегом. Так сорвался проект, который мог принести КИНО мировой успех. Американская и мировая карьера КИНО не состоялись. А поскольку В.Цоя нет в живых, Тропилло и Вишня говорят сейчас в интервью, что так обеспечили группе раскрутку. Не могут же они говорить что приметили моду на записи КИНО и нелегально издали имевшиеся в их распоряжении записи. Понять их можно, не зря в СССР была в ходу поговорка: "Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!" Простить Виктор Цой не простил обоих и с обоими прекратил отношения, что ясно показывает на суть дела. (Похожая история была и в 1983-м году: Виктор Цой сделал у А.Вишни запись цикла песен на бытовой магнитофон, для того, чтобы Ю.Каспарян поработал над этим материалом. Вишня дал этой записи ход, так возник альбом "46", который сам Виктор никогда не называл альбомом. Как пишет Марианна Цой, "Виктор немного позлился и плюнул").
Главная миссия КИНО - концентрация и выражение духа времени. Семантико-звуковой срез эпохи исполнен совершенно. Открытая и честная эмоция КИНО бьет наотмашь и сносит любую конкуренцию. Вот и последняя работа группы "Атаман": как только в мощных и величественных красках начинают звучать аккорды вступления, охватывает понимание - эта музыка спускается с Небес! Куда ушел исполнитель. Поздние песни КИНО наполняют сердца героикой, мужеством и отвагой, исполнены принятием высокой миссии предназначения. Счастлив, что жил с ними в общее время. Мне понятнее те идеалы. Даже "откос" от армии в 80-х годах в среде творческой интеллигенции признавался делом правильным. "Марш-марш левой!" или "Я ненавижу ту тварь цвета хаки" фразы-лозунги от Наутилус Помпилиус попадали "в яблочко", хотя сегодня их страшно даже слышать, настолько мы запуганы силовиками. Если смелые фразы Наутилуса могут принадлежать только тому времени и невозможны сегодня, то мировоззренческие картины Цоя наоборот проявляются в реальности все ярче. ("И уйдут от нас поля и леса, перестанут петь для нас небеса" или "И пойдем мы под пастушью свирель, дружным стадом ...")
Не получивший значимого образования Виктор Цой вдруг вышел на связь с таким Великим Духом и Землю видел такой маленькой и будущее ему открывалось как настоящее, в истинной сути. Дух его избрал. Это видно, как Дух воодушевляет человека: он иначе держится, ведет себя иначе, иначе стоит на сцене, весь исполненный призванием, весь излучающий энергию, поведение артиста проникнуто воздействием Духа.
Взросление Цоя пришлось на 80-е. В 1980-м ему было 18 и дальше он развивался шаг в шаг со своей эпохой. Самый открытый, самый творящий возраст совпал с расцветом молодежного творчества 80-х. Все эксперты сходятся на том, что именно 80-е были лучшими годами для развития популярной музыки. Дальше он так и шел, нога в ногу, со своей эпохой. 80-е развили его, он выразил 80-е, от окончания эпохи застоя до эпохи перемен. А после времени перемен ничего хорошего уже не случится. Люди останутся теми же людьми и даже станут еще хуже, и это открылось ему и было им высказано, после чего он ушел. Вместе с воспетой эпохой.
Виктор Цой - Последний Герой Советского Союза!