472 подписчика

Управление финансами предприятия. Цели и задачи

Управление финансами — это методы, которые используются, чтобы повысить доходность и уменьшить риск неплатежеспособности предприятия.

Важнейшие задачи управления финансами фирмы — это эффективно распределять активы предприятия и следить за движениями ее денежных потоков.

Остальные задачи мы подробно разберем ниже.

Основной целью управления финансами является обеспечение необходимого уровня рыночной стоимости компании, увеличение ее прибыли и достижения финансовой устойчивости фирмы.

Управление финансами — это методы, которые используются, чтобы повысить доходность и уменьшить риск неплатежеспособности предприятия.

Система управления финансами предприятия

Управление финансами предприятия включает в себя объект и субъект.

Субъект — это организационная структура, которая отвечает за технические средства управления финансового менеджмента. При этом главным субъектом управления, как правило, является собственник предприятия.

Объект же отвечает за отношения, которые возникают между участниками хозяйственной деятельности, туда же входят финансовые ресурсы и их источники.

Организационные структуры управления финансами предприятия могут быть спроектированы разными способами, это зависит от размеров предприятия, формы собственности, специфики деятельности и т. д.

В небольшой организации все функции управления финансами может выполнять либо главный бухгалтер, либо бухгалтер совместно с директором. Для крупной же компании характерно выделение специальных служб (департамента финансов, финансового отдела), которые работают в связке с бухгалтерией.

Для того чтобы предприятию достигнуть своих целей в управлении финансами, ему необходимо сформировать отдел, который будет заниматься управлением финансами, следить за движением денежных средств, распределять прибыль и прогнозировать прочие финансовые показатели. Для всего этого компании нужен грамотный финансовый менеджер.

Чем занимается финансовый менеджер:

  • Регулирует финансовые потоки — управляет денежными средствами, ценными бумагами, заемными средствами и т.д.;
  • Составляет сметы и бюджеты для любых, как в целом для предприятия, так и для отдельных проектов;
  • Участвует в определении ценовой политики, прогнозирует доходы и расходы, формирует условия контрактов;
  • Оценивает возможные изменения структуры предприятия. Его деление на отдельные компании или слияние с дочерними организациями;
  • Организовывает и создает органы управления финансами, финансовые службы, устанавливает взаимосвязи между подразделениями и определяет их задачи и функции;
  • Защищает активы и управляет рисками;
  • Выбирает оптимальный способ снижения рисков;
  • Учитывает, контролирует и анализирует — устанавливает учетную политику, обрабатывает и предоставляет сводную информацию в виде финансового отчета;
  • Анализирует и интерпретирует результаты;
  • Сопоставляет отчетные данные с планами и стратегическими целями компании;
  • Занимается внутренним аудитом;
  • Оценивает стоимость бизнеса.

Какие существуют финансовые проблемы у любого предприятия?

Несмотря на то что у любого эффективного бизнеса доходы больше, чем расходы, это не помогает избавиться от основной проблемы финансового состояния организации: дефицит денежных средств для погашения текущих обязательств. И так получается, что расходы есть здесь и сейчас, а доход появится только в будущем. Хорошо, если в ближайшем.

Помимо всего прочего, у предприятия может не хватать своих доходов. Такое случается, если бизнес расширяется и для финансового обеспечения необходимо постоянно привлекать и обслуживать средства, которые оно занимало.

Из всего этого вытекают следующие задачи:

  1. Тщательно планировать потребности в средствах, которые нужны, чтобы достигать поставленных целей, определять источники поступления средств и направления их использования.
  2. Реализовывать краткосрочные финансовые решения, планируя и управляя денежными движениями, которые помогают вовремя платить поставщикам и кредиторам. Это, в свою очередь, является одним из основных условий долгосрочного успеха в бизнесе.
  3. Анализировать прогнозируемую отчетность, которая поможет рассчитать ликвидность и размер имеющихся оборотных средств. Чтобы решить комплекс поставленных задач, необходимо планировать и формировать бюджет предприятия.

Это может быть сложным процессом, если делать все вручную. Однако бизнес не стоит на месте и ищет способы сделать управление финансами более простым и доступным. Работать с денежным потоком помогают специальные сервисы, один из которых — Аспро.Cloud. Система анализирует финансы, формирует отчетность и помогает избежать кассового разрыва. Сервис анализирует поступления и списания по всем счетам компании в режиме реального времени и отображает данные в виде удобных графиков.

Управление финансами — это методы, которые используются, чтобы повысить доходность и уменьшить риск неплатежеспособности предприятия.-2

Какие задачи включает в себя процесс формирования отчетности?

  1. Составление бюджетов расходов и доходов предприятия;
  2. Отслеживание кассового разрыва, путем составления отчета движения денежных средств по дням .

Цели управления финансами предприятия

Вопреки популярному мнению, целью финансового управления является не только получение прибыли.

Предприятие может быть доходным, но при этом финансово неустойчивым. К тому же, руководители должны постоянно поддерживать платежеспособность бизнеса. Особенно сложно бывает сохранить свои обязательства перед собственниками и акционерами предприятия, которые вкладывали свои деньги в акции компании и формировали его капитал. Таким образом, одной из основополагающих целей управления финансами является увеличение рыночной стоимости компании.

Что включает в себя система целей:

  1. Исключение вероятности банкротства организации ;
  2. Увеличение объемов производства и доходов предприятия;
  3. Выход в лидеры среди конкурентных организаций;
  4. Увеличение стоимости компании.

Все эти цели напрямую связаны между собой и дополняют друг друга. Достижение этих целей служит признаком успешного финансового управления предприятием.

5 основных принципов управления финансами

Для эффективного управления финансами предприятия необходимо использовать современную систему управления, которая основана на определенных принципах.

1-ый принцип — принцип экономической эффективности.

В любой компании система управления финансами предполагает затраты, которые всегда должны стремиться к минимуму и покрываться теми или иными доходами (выручкой).

2-ой принцип — ориентация на стратегические цели развития.

Если, например, предприятие ориентировано на рост бизнеса, то лучшим решением будет увеличить в составе источников средств заемных их видов. Такая стратегия требует снижения рисков, и, следовательно, необходимо по большей части ориентироваться на собственный капитал и стремиться к уменьшению постоянных затрат.

3-ий принцип — высокая динамика управления (гибкость).

Финансовый менеджер должен очень быстро реагировать на изменения, происходящие во внешней среде (политике, экономике, рыночной системе) и применять подходящие ситуации методы и модели финансового управления.

4-ый принцип — альтернативность.

Так как финансовые решения часто принимаются в условиях риска и неопределенности, очень важно использовать разные варианты оценки ситуации.

5-ый принцип — оптимизация основных финансовых показателей.

При управлении финансами предприятия принятие того или иного управленческого решения может привести к противоположным эффектам в различных сферах деятельности. Так, осуществление высокодоходных финансовых вложений может вызвать дефицит в финансировании, а резкое повышение рентабельности может привести к снижению показателей платежеспособности.

Выводы

В стремлении увеличить прибыль и уменьшить расходы, любое крупное или малое предприятие так или иначе сталкивается с необходимостью планировать и регулировать свои доходы и расходы. Ведь для поддержания и развития любого бизнеса постоянно требуются денежные средства: это выплата зарплаты, оплата аренды, закупка нового материала и товаров, финансирование капитальных затрат, накладные расходы, непредвиденные траты и т. д.

Сейчас экономически и юридически самостоятельные фирмы действуют в условиях повышенной нестабильности и критической неопределенности, и, так или иначе, должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней экономической обстановки. Они должны быстро создавать новую стратегию управления денежными средствами, учитывая собственную специфику и ставя соответствующую ей цель.

Задача любого владельца предприятия состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых контроль за движением средств будет осуществляться с максимальной точностью. Задача финансового менеджера — правильно понять и реализовать поставленные руководителем цели. Обе задачи не так-то просто реализовать, если отсутствует общая система, которая связывает собственника с менеджером и связывает все основные стороны и задачи деятельности бизнеса.

Чем мы занимаемся?