Соболь NN — самый компактный представитель нового семейства коммерческих автомобилей ГАЗ. Серия NN — дальнейшее развитие линейки Next, машины которой зарекомендовали себя честными тружениками. В серию входят коммерческие автомобили полной массой до 4.6 т, и автобусы до 4.9 т.
На данный момент завод выпускает как грузовые, так и грузопассажирские модификации Соболя NN, все с кузовом H2L1 (колесная база 3005 мм, длина 5110 мм, высота 2454 мм). Мне на тест достался стильный красный развозной фургон в облегченной модификации — уравненный в правах с легковушкой. Его полная масса — всего 2499 кг (при снаряженной массе в 2360 кг). На таком автомобиле можно заезжать в центр Москвы, в грузовой каркас, в левый ряд на МКАД и других многополосных дорогах.
Чтобы достичь такой снаряженной массы, обычный “Соболь” А31S12-420 слегка облегчили — убрали запасное колесо, облицовки и фанерный настил грузового отсека, вместо двойного пассажирского сиденья в кабине поставили одинарное. Это позволило вписаться в сертификационные требования, при этом сохранив грузоподъемность. Ведь обычный Соболь имеет полную массу в 3.5 т, т.е. при снаряженной массе в 2501 кг, его грузоподъемность составляет 999 кг. В остальном все модификации Соболя (оба фургона и комби) сразу имеют единую конструкцию и максимальное оснащение — все упомянутые в материале опции входят в базовую (и единственную) комплектацию.
Автомобиль получился привлекательный. Светодиодная оптика — лишь дополнение к общей гармонии. Само это слово вполне применимо к любой утилитарной технике, и Соболь тут не роняет планку.
Сочетание простых линий и острых граней не только смотрится вполне современно, но и функционально.
Например, вертикальные стенки кузова позволили увеличить вместимость багажного отсека на 1.4 куба по сравнению с Соболь Бизнес, то есть машиной прежнего поколения. Габариты отсека — 2600х1830х1630, то есть в ширину отсек больше, чем в высоту. Погрузочная высота тут сантиметров на 10-15 больше, чем у переднеприводных конкурентов.
Полный размер
Арки выпирают значительно меньше, разнесены широко, между ними 1340 мм. Поддоны можно грузить любой стороной. Влезет три штуки.
Отделки стенок и пола кузова нет, но остался яркий светодиодный свет, фиксаторы дверей, ручки на стенках, люк для длинномеров.
Замки дверей работают мягко, без лязганья и заеданий, то же самое относится к боковой сдвижной двери. Не только дизайн, но и механика тут явно другая. Примерно такая же, как у мировых производителей. Это относится ко многим аспектам Соболя, но не будем забегать вперед.
Совершенно новый салон — сильная сторона Соболя. Особенно, когда смотришь на него на картинке.
Вблизи понимаешь, что пластик везде жесткий. Но это не портит впечатление — все компоненты центральной консоли добротные и подогнаны хорошо. К тому же, такой пластик при появлении царапин легко можно будет “вылечить” обычной зажигалкой.
Но новый дизайн — прежде всего про удобство водителя. В автомобиле проработана базовая эргономика. Такого комфортного салона на российском комтрансе точно еще не было, да и по мировым меркам тут все отлично, начиная с посадки.
Кресло Pilot — российского производства, хотя так сразу и не скажешь. Конструкция — не простая, а с амортизацией. Настройка под массу водителя выполняется регулятором. Кресло регулируется в 18 направлениях, включая длину подушки и ее высоту в спереди и сзади, а также поясничный подпор. Рабочий ход у кресла весьма приличный. На этом фоне отсутствие регулировки руля по вылету не мешает подобрать подходящую посадку большинству водителей. Рычаг МКП с тросовым приводом, на панели. Рядом с ним — клавиша электромеханического ручника.
В салоне огромное количество толково расположенных полок, полочек, бардачков. В верхние выштамповки на панели встроены подстаканники – в центральной консоли, как это сделано на Соболе Бизнес, их больше нет.
Зато вместо них – разномастные отсеки. Не поленились, придумали крепеж для планшета. Который, впрочем, подходит и для телефона, но в таком случае без места для штекера зарядки. В кабине 6 разъемов USB и пара 12-вольтовых гнезд. Хотелось бы увидеть и инвертер на 220 вольт, но нет. Хотя место для него тут найдется.
Между водителем и пассажиром в 2.5-тонной версии – пустота. В 3.5 тонной машине – двойное кресло с подогревом, которого в нашей машине нет. Подушка пассажирского сиденья никак не регулируется, только наклон спинки. Зато под подушкой есть еще один вместительный отсек. Емкость под левым порогом легко вместит пару ботинок.
Руль небольшой, вполне удобный на ощупь. На левой спице — пульт управления мультимедиа. Колесико громкости мелковато и пользоваться им не очень удобно. БК управляется с правого подрулевого переключателя, а не с руля. Но зато сам экран БК большой и яркий, на него выводится крупная цифра скорости, состояние всех дверей, средний расход, запас хода, температура двигателя, напряжение в сети и так далее.
Тетрис, змейку и арканоид мы не нашли, но наверняка они там есть. Аналоговые шкалы читаются отлично. На шкале тахометра в помощь водителю нанесена зеленая зона, от 1400 до 2700 об/мин.
Мультимедийное устройство — с большим 9” экраном и приличным быстродействием, но камеры и даже парктроников тут пока нет.
Изысканным меломанам звучание покажется посредственным — полагаю, дело в колонках, а не головном устройстве. Навигация от Navitel классная — работает быстро, подсказывает заправки и кафе на маршруте, и даже в глухой провинции показывает дома в 3D-режиме с учетом конфигурации зданий и этажности. В центрах больших городов прорисовка еще более детальная.
В недрах панели спрятан и телематический модуль. При оформлении подписки, вы получаете удаленный доступ к полной информации о движении в режиме реального времени. Например, с какой скоростью, на каких оборотах и где едет или ездил водитель.
Технически, шасси Соболь NN родственно Газелям NN и Next. Един и модуль передней независимой подвески. Рулевое управление реечное. Сзади мост – маленький «спайсер». Стабилизаторы поперечной устойчивости есть и спереди, и сзади. Дисковые тормоза по кругу снабжены ABS и EBD.
Кузов и кабина сделаны из стали с двухсторонней оцинковкой, крылья пластиковые. Гарантия от сквозной коррозии в 12 лет (без ограничения пробега) призвана вышибить слезу из владельцев фургонов Crafter или Sprinter Classic, ржавеющих куда как быстрее.
Под капотом — старый добрый “камень” — китайский турбодизель Cummins ISF 2.8s5F148, выдающий 139 л.с. при 3400 об/мин и 320 Нм в диапазоне 1400-2700 об/мин . Мотор соответствует нормам Евро-5 известен своей выносливостью и общей неприхотливостью к издевательствам российских перевозчиков.
Полный размер
Новая шестиступенчатая коробка передач, которую ставят на все Соболи NN — собственная газовская разработка. Помню, как вдохновленно мне рассказывал про нее Вячеслав Субботин, глава команды “ГАЗ Рейд Спорт”. “Валы — вооот такие!”. Наличие шестой передачи позволило “нарезать” передаточный ряд как под маневровую работу в пробках или на погрузке на первой, так и под движение по автомагистрали на высокой скорости (ограничитель у заднеприводного соболя NN установлен на 130 км/ч).
В рамках тест-драйва мы коллегой проехали больше 2500 км. Выезжали из Москвы по делу, в Вологду. Там мы собирались забрать с производства новейшие внедорожные шины для вездехода.
470-километровая дорога в Вологду проста и незатейлива — знай пили себе семь часов по трассе М8 “Холмогоры”, которая утрачивает многорядность вскоре после Сергиева Посада.
Сквозь городскую суету Соболь пробивается уверенно. Как большая, но очень маневренная легковушка.
Трогаться нужно со второй передачи, при этом заглохнуть при трогании невозможно. На ходу динамика вполне приемлемая, нужно только не лениться орудовать джойстиком МКП (с тросовым приводом).
Пустой автомобиль не пугает кренами, радует плотной и энергоемкой подвеской. Езда на удивление мягкая и комфортная. А еще – приличной шумоизоляцией, в кабине на скорости 110 км/ч можно переговариваться, не повышая голоса. Быстрее ехать особого смысла нет. И не только с точки зрения экономии. Да, траекторная стабильность хороша, постоянно подруливать не требуется, но тут как и у всех фургонов, есть уводы от порывов сильного бокового ветра.
По пути традиционно завтракаем в “Баранке” под Ростовом. Заполненный свежим кофе термос встает в подстаканник на панели плотно, и не бьется о стекло, как на европейских конкурентах. Разъемы USB в этих же полках достаточно мощные для зарядки любого смартфона.
Реечное рулевое управление отзывчиво. От водителя не требуется особых навыков – все на своем месте, сел, поехал. А с парковкой и того проще – большой выворот передних колес + плюс габариты внедорожника + клиренс в 185 мм под «железным» днищем. Но нам сейчас важнее высота — перед погрузкой надо помыть машины, поэтому заезжаем на мойку. Высота стандартных ворот в 2.5 метра нам в принципе подходит — вот только 15-сантиметровая наледь перед въездом смущает. А если застрянет? Благо, соседние ворота оказались повыше, 2.7 м, их поднимаем не полностью, и спокойно заезжаем, несмотря на наледь. Мойка Соболя в Вологде дешевле, чем в столицах — 800 рублей за комплекс со стеклами (без кузова).
На заводе “Лесник” в Вологде нас ждал Андрей Викторович Иванов, директор компании и глава всероссийской ассоциации производителей вездеходов.
В цеху мы смогли полюбоваться на вездеходы “Лесник Экстрим” и “Лесник Профи” в разобранном виде, а также поговорили с Андреем Викторовичем про сделанные им вездеходы и, конечно, новейшие шины, на которые сейчас пристально смотрят вездеходчики всей страны. Видео нашей беседы можно посмотреть тут:
Заводской развозной автомобиль — пятилетняя Газель Next с таким же "камминсом". Пробег за 350к без проблем.
После этого занялись загрузкой шин.
Их размерность — 1650-60-25, то есть формально они чуть больше ширины кузова. Но фактически шины без диска имеют чуть меньший диаметр, и все влезло даже с небольшим запасом. Колеса зафиксировали ремнями, сеткой, благо по всему кузову есть такелажные петли. Можно ехать дальше! Но — не в Москву.
Путешествовать на Соболе нам с Пашей понравилось, и мы сначала решили махнуть в Иваново, к чемпиону среди вездеходчиков Дмитрию Городушину. Тот на месте не оказалось, но наши мысли уже простирались дальше. От nikolay-markov пришла весточка, что в Нижнем Новгороде открылся после длительной реконструкции заводской музей ГАЗ, и он готов провести нам экскурсию. Решение принято, едем в Нижний!
От Вологды до Нижнего Новгорода — вроде бы всего 590 километров, но это тесные и загруженные двухполоски, и даже оптимистичный Яндекс предполагает, что маршрут через Ярославль, Иваново, Шую и Палех займет не менее 10 часов. Езда в темноте по двухполоскам — та еще радость. Загруженный примерно на 600 кг “Соболь” немного теряет в динамике, но крены при маневрах возрастают, чему, очевидно, способствует характер нашего груза с высоким центром тяжести. Максималка не страдает, тормозов хватает, но ехать быстрее 110-120 смысла нет никакого. Груженая машина идет столь же комфортно, как и пустая, подвеска превосходно отрабатывает ямы и неровности, но стоит учитывать особенности ее конструкции.
Когда вы вылетаете на высокой скорости (скажем, 120-130 км/ч) на серию глубоких ям (что совсем не редкость сейчас даже на федеральных российских трассах), передняя независимая подвеска отрабатывает отлично. Задней зависимой приходится тяжелее. Системы ESP тут нет – хотя она изначально и планировалась. Но санкции внесли коррективы… Пухлые шины размера 235-60-16 помогают смягчать неровности, как и кресло с амортизацией.
Ну а так то, у водителя Соболя есть помощники. Новая цифровая архитектура позволила внедрить не только привычную систему ABS, но и автосвет, датчик дождя, регулировка и подогрев зеркал, обогрев лобового стекла, ЭСП (без авто режима). Есть и круиз (который, впрочем, на дизельные Соболи и Газели ставят уже с 2010 года).
Все это работает ладно. Кнопка запуска двигателя – это хорошо. Но бесконтактного доступа в салон пока нет (хотя пластиковые кнопочки под него на ручках уже есть). Нужно пользоваться брелком. Открывается грузовой отсек отдельной кнопкой.
Переночевав в Иваново, поплавав в бассейне, понежившись в хамаме и джакузи, съев шикарный завтрак (все это на двоих в 4*-отеле “Русский Манчестер” обошлось в 6500 рублей), движемся дальше. С вечера установили на “бинаре” включение по таймеру, температура ОЖ к моменту пуска мотора составляла 51 градус.
Подогреватель можно включать и в движении — на небольших оборотах, в сильный мороз. Система климат-контроля умеет быстро “распотевать” салон после мойки, но шум от вентилятора на максимальной мощности впечатляющий. Авторежима “климата” мы тоже не нашли. Но в целом, нареканий на систему нет. Кондиционер на лето есть, а зимой в кабине всегда тепло, чего еще желать?
По пути ищем интересные места для фотосъемки, и, конечно же, находим приключения. На полевой дороге, выезжая задом из тупика, слегка промахиваемся с траектории и правыми колесами уходим в глубокий снег.
Механической задней блокировки тут тоже нет, хотя для Газели это привычная опция. Выезжаем дедовским методом — в раскачку одной только педалью сцепления.
Благо, делать это на тяговитом “камминсе” с электронным дросселем — одно удовольствие. Заодно пригодилась и первая передача, в некотором смысле заменяющая понижайку.
Локацию для съемки обзора нашли случайно, зато какую! Посреди трассы Иваново-Шуя есть заброшенная клеверная развязка, которую построили десять лет назад в рамках проекта восточного обхода Иваново. Дорога должна была соединяться аж с костромской трассой, но так и не была построена, ввиду нехватки средств. А ненужная развязка — осталась, как и дорожные указатели.
Будет ли эта дорога построена рано или поздно — вопрос открытый. Ну а мы мчим дальше, вот только сначала надо “размять” обмерзшие щетки дворников. К слову, емкость расположенного в крыле бачка омывайки — 5 л, есть и индикация низкого уровня.
Нижний Новгород встречает красивыми мостами и тягучими пробками. В них удобно ползти на первой передаче, не трогая педаль газа. Ночуем в гостинице “Волна”, расположенной рядом с автозаводом. Здание гостиницы — шедевр конструктивизма, но чувствуется, что требуется реконструкция. Зато на ужине или завтраке можно встретить, например, испытателей НАМИ, представителей разных автозаводов. Но главное для нас — близость не только к центральной проходной, где на постаменте высится ГАЗ-АА, но и к музею истории ГАЗ.
Его реконструкция шла больше двух лет, и в нее были вложены серьезные средства. Но главное — это все же идея, и с этим оказалось все хорошо.
Изначальный музей трудовой славы трансформировался на ГАЗе в современную выставочно-образовательную площадку с элементами интерактива и дополненной реальности.
Подробнее про экспонаты музея и таинственный третий этаж расскажу совсем скоро.
После экскурсии, которая затянулась с утра до глубокого вечера, из Нижнего мой коллега уезжает на Ласточке. Я же прыгаю в Соболь и еду в Москву. Спешу. В темноте на трассе М7 “Волга” водители неожиданно охотно уступают левый ряд: в зеркале заднего вида подлетающий Соболь со светодиодными фарами принимают, похоже, за большой и дорогой внедорожник. Чтобы не приезжать в город под утро, ночую под Петушками на любимой “Партизан Базе”.
На ведущих к базе ледяным грейдерам и грунтовках Соболь в очередной раз показывает прекрасную работу подвески.
Ямы тут округлые, и машина идет очень плавно и шустро. Но в разбитых ледяных колеях стоит быть осторожным — в какой то момент на скорости около 70 км/ч ловлю неслабый занос. Который, учитывая размер автомобиля, довольно просто было отработать рулем, но тем не менее — про отсутствие ESP забывать не стоит.
Расход топлива на 2500 км пробега (помимо маршрута Москва-Вологда-Нижний Новгород-Москва, поездили еще и по Москве и области), составил 11.2 л на сотню. Если не “валить”, то 80-литрового бака загруженному автомобилю должно хватать километров на 900. Учитывая стоимость солярки около 60 рублей за литр, весьма важный момент.
Подведем итог. Новое семейство ГАЗовского комтранса реально конкурирует с продукцией мировых грандов не только по причине их отсутствия на рынке. Соболь NN — практичный, функциональный и комфортабельный автомобиль, созданный для российских дорог. После знакомства с ним, понимаешь, что российских автопром — это совсем не только наклеивание шильдиков. Он существует!
ГАЗ уже давно пошел своим путем, с сохранением компетенций и конструкторской школы, и, как показало время, это были абсолютно правильные решения. В итоге именно Соболь NN сегодня реально лучший продукт отечественного автопрома. Его можно рассматривать и как рабочий, и как семейный автомобиль (в варианте “комби”). Если такую машину сделать с ESP, полным приводом и автоматом, это будет прекрасный вариант для семейных путешествий по России и миру.
Цена кусается, но все равно она ниже, чем у конкурентов. Тестовый двухместный фургон обойдется в 2.69 млн, а семиместная “комби” обойдется на 200 тысяч дороже. С другой стороны, гарантия 200 тысяч или 4 года.
Расходные детали есть в наличии, по адекватным ценам. Например, блок-фара в сборе стоит всего 20 тысяч. Цена поцарапанной вездеходными шинами потолочной накладки замков задней двери — 760 рублей в фирменных магазинах. Впрочем, по опыту владельцев Газелей Next с таким же “камминсом”, автомобиль неприхотлив и не требует к себе частого внимания. Достаточно лишь раз в 20 тысяч км заезжать на ТО.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете про новый Соболь NN? Рассматриваете себе автомобиль ГАЗ вместо VW, Mercedes-Benz, Ford или Peugeot? Делитесь мнениями и опытом в комментариях!