Тревожные данные из Америки, характеризующие общемировую тенденцию в образовании. Читаем выдержки из статьи. Подробнее — по ссылке.
Американские студенты становятся все глупее и прогрессивнее
Профессора часто жалуются на то, что нынешнее поколение студентов менее интеллектуально развито, чем в начале их карьеры много лет назад. От такого недовольства, конечно, легко отмахнуться — так ведь было на протяжении тысячелетий. К сожалению, на этот раз речь идет не об обычной ностальгии по “старым добрым временам”.
Есть множество отдельных примеров, которые свидетельствуют о низком уровне знания материала, сокращении учебных программ, проектах в форме альбомов для вырезок, количества коррекционных классов в колледжах, многочисленных случаях завышения оценок и популярности таких дисциплин как гендерные исследования…
В качестве примера вышеописанного можно привести данные Общего социального исследования (General Social Survey, GSS) о среднем IQ по десятилетиям среди аспирантов, бакалавров и старшеклассников. Это сложный вопрос, учитывая изменения в демографии Америки и трудность определения IQ с помощью опросов, но цифры в любом случае тревожные.
Данные разделены на три группы: обладатели документов о среднем образовании, степени бакалавра и магистра. Затем идет градация по десятилетиям, начиная с 1960-х и заканчивая 2010-ми. Общая для всех групп закономерность заключается в неуклонном снижении показателей IQ. Например, в 60-х у абитуриентов средний IQ составлял 99,3, а в 2010-х снизился до 93,5. Аналогичный спад зафиксирован среди бакалавров — со 113,3 до 100,4 и среди магистрантов — со 114,0 до 105,8.
Подробнее: https://inosmi.ru/20230212/obrazovanie-260550323.html
Прогрессивность студентов в США, мне кажется, это ирония по поводу того, что программы обучения напичканы «критической рассовой теорией», «теорией гендерного разнообразия» и прочей мутью под девизом: «чему бы студент не учился, лишь бы не учился».
По тексту в статье нельзя понять подробностей исследования, но специалисты, его проводящие, придерживаются определённой методики, позволяющей сравнивать результаты, полученные в разные десятилетия. Главный вывод печален: во всех трёх группах наблюдается устойчивое снижение показателей.
Если говорить о массовом образовании в США, то там и не стоят цели дать хорошее образование всем. Главное назначение массовой школы — безопасное нахождение детей определённое время под наблюдением взрослых. В одном из штатов США после пандемии Ковида решили, что выпускники возраста наших девятиклассников могут не иметь устойчивых навыков чтения, письма и вычислений. И это никого не шокировало в США.
Если же провести параллель с нашей школой, то у нас всегда перед школой ставились другие задачи. Школа создавала возможности для наилучшего развития способностей каждого. По всем предметам детей учили по напряженным программам, а с переходом к новому строю было решено, что надо преодолевать главный недостаток советской школы, которая была ориентирована на воспитание человека-творца. Была поставлена задача воспитывать грамотного пользователя тем, что изобрели другие.
Усекли учебные часы у системообразующих предметов, дали меньше уроков в неделю русскому языку, литературе, математике, физике, химии. Тут и без многолетних измерений ясно, что уровень образования молодёжи в массовой школе значительно упал. Это подтверждают и преподаватели вузов.
Описанные причины не единственные. Снижение мотивации учебного труда даёт и неправильное распределение прав и обязанностей в школе — все права у учащихся, а все обязанности у учителей. Большой вклад в снижение уровня образования внесли и смартфоны-телефоны, социальные сети, доступность для скачивания домашних заданий, решений контрольных и самостоятельных работ, отсутствие цели воспитать работника — в широком смысле этого слова.
Исправление ситуации потребует комплексного решения проблемы, без решения которой невозможно движение вперёд, так как у нас уже сейчас слабые знания учащихся по математике и физике привели к существенному недобору по обучению на инженерные профессии.