Найти в Дзене
РИА Новости

"Все убийства сходят с рук". Что не так с одним из самых обсуждаемых законов

Оглавление
© РИА Новости
© РИА Новости

"Для них это все еще неодушевленный предмет" — так обычно реагируют волонтеры на очередной приговор живодерам. Как правило, преступники избегают наказания, хотя сама статья 245 УК предусматривает суровые меры. О том, почему так происходит, — в материале РИА Новости.

Пес из подвала

Разговоры о гибели Рекса не утихают в Ярославской области почти год. В марте истекающего кровью пса нашли волонтеры в подвале частного дома села Белогостицы. В ветклинике насчитали больше десятка ножевых ранений. Изрезаны шея и туловище. Не было части носа. Спустя несколько часов собака скончалась.

Зоозащитники обратились в полицию, однако там уголовное дело не возбудили. Лишь после огласки задержали подозреваемого — бывшего сотрудника МВД Михаила Воробьева.

Рекс играет с людьми. Стоп-кадр видео. © Фото предоставлено зоозащитниками
Рекс играет с людьми. Стоп-кадр видео. © Фото предоставлено зоозащитниками

"Рекс жил в деревне несколько лет, — рассказывает волонтер Ксения Червякова, проходящая по делу в качестве свидетеля. — Для него оборудовали подвал. В августе сотрудники службы отлова его привили, кастрировали и поместили в приют. Однако жители села настояли на том, чтобы вернуть собаку обратно. По их словам, он был очень дружелюбный, играл с детьми и никогда ни на кого не кидался".

Расследование длилось более полугода. Осенью материалы передали в суд, а там в связи с "деятельным раскаянием" уголовное дело против мужчины прекратили. Гособвинитель обжаловать вердикт не стал.

Зато это сделали зоозащитники. Процесс возобновился. Подозреваемый, впрочем, на заседания не приходит.

"Судья заверил нас: если история повторится, обвиняемого доставят уже в принудительном порядке. Конечно, будем добиваться для него реального срока. Но боимся, что он избежит наказания из-за своих связей: ему, например, ничего не было за нападение с ножом на соседку", — говорит Червякова.
Активисты возле Ярославского областного суда. © Фото предоставлено зоозащитниками
Активисты возле Ярославского областного суда. © Фото предоставлено зоозащитниками

Кровавый стрим

Относительно легко отделались и "тамбовские живодеры", опубликовавшие в соцсетях видео и фото издевательств над котом.

По версии следствия, 18-летней студент колледжа Никита Чурусов и его 17-летний приятель Денис Смирнов (имя и фамилия несовершеннолетнего изменены) били животное бутылкой и трубой от пылесоса. Все это снимал их друг Никита Кобзев, а Максим Иванов наблюдал.

"Квартира, где все произошло, принадлежит тетке Чурусова, — рассказывает местная зоозащитница Елена. — Хозяйка кота Тимофея умерла несколько лет назад, и ее дочь пустила Никиту пожить. Тот как раз переехал в Тамбов из области и поступил в местный колледж. Единственное условие — кормить Тимку и убирать за ним".

По словам волонтера, молодой человек сообщил тете, что кот заболел. Та лично решила проверить состояние питомца, но, приехав в квартиру, обнаружила под кроватью лишь изувеченное тело.

Сотрудник полиции у жилого дома. © РИА Новости / Алексей Майшев
Сотрудник полиции у жилого дома. © РИА Новости / Алексей Майшев

Обвинение по делу (статья 245 УК России "Жестокое обращение с животными, совершенное группой лиц с применением садистских методов") предъявили лишь двоим — Чурусову и Смирнову. Прокурор просил отправить их в СИЗО. Однако судья ограничилась подпиской о невыезде. Скорее всего, как считают зоозащитники, за решетку подростки не отправятся.

Десятки из сотен

Все дело в том, что тюремный срок по статье 245 УК — редкость. По статистике Судебного департамента при Верховном суде, за минувшие полтора года из 239 осужденных к реальному лишению свободы приговорили 28 человек.

Да и то если история вызвала резонанс. Как, например, с мучителями кота — Артемом Лаврентьевым и Анной-Викторией Громович — из Северодвинска: дело в 2021-м обсуждала вся страна. Им дали по три года колонии.

Мемориал коту Кузе на кладбище животных в Санкт-Петербурге. © Фото : ЯмыКУЗЯ/vkontakte
Мемориал коту Кузе на кладбище животных в Санкт-Петербурге. © Фото : ЯмыКУЗЯ/vkontakte

В 38 случаях наказание было условным, хотя преступники издевались над питомцами с особой жестокостью. Так, омич Вадим Галиев, который летом 2020-го ударил кошку о тротуар, а потом застрелил, получил три года условно.

Еще 35 человек и вовсе отделались штрафом. В ноябре 2022 года 38-летний житель Омска, будучи пьяным, выкинул с десятого этажа свою собаку. Питомец выжил лишь чудом. Его хозяин должен выплатить государству 15 тысяч рублей.

Чаще всего преступникам назначают обязательные работы. Летом 2022-го в ветклинику города Назарово Красноярского края доставили изувеченного кота. Живодером оказался его 24-летний владелец. На суде он полностью признал вину и получил 200 часов работ.

"По-хорошему, за живодерами нужно присматривать, — считает врач-психотерапевт Георгий Амусин. — Ведь в их поведении прослеживаются маньяческие наклонности".

Но на принудительное лечение, согласно судебным данным, отправили лишь восьмерых.

-6

"Есть дела поважнее"

Все эти приговоры вынесли уже после ужесточения статьи 245 УК, когда в конце 2017-го приняли соответствующий закон. Триггером стало скандальное дело "хабаровских живодерок" — двух школьниц, транслировавших в соцсетях издевательства над зверьми.

Вокруг поправок много спорили, хотя об их необходимости говорили еще в 2010-м. Тогда внесли соответствующий документ, который депутаты отложили на несколько лет.

"Сегодня дела, связанные с животными, пытаются замять — из-за участия сотрудников правоохранительных органов или чиновников. Та же проблема, что и с другими законами: они перестают работать, когда речь идет о власть имущих", — говорит первый зампред думского комитета по экологии Владимир Бурматов.

Алина Орлова, Алена Савченко и Виктор Смышляев во время суда. Дело "хабаровских живодерок". © Фото : "ДВ-новости"/Игорь Чураков
Алина Орлова, Алена Савченко и Виктор Смышляев во время суда. Дело "хабаровских живодерок". © Фото : "ДВ-новости"/Игорь Чураков

В остальных случаях, уверен он, немотивированные отказы в возбуждении уголовного дела по статье 245 происходят по трем причинам. Во-первых, нежелание этим заниматься: многие полицейские до сих пор относятся к подобным преступлениям как к второстепенным.

"Один генерал из региона, когда я обратился к нему по поводу такого инцидента, сказал мне: "У нас есть дела поважнее", — вспоминает депутат. — При этом судебная статистика говорит, что многие люди, совершившие тяжкие преступления против личности, были ранее замечены за убийствами или пытками животных. В Челябинской области, например, одна школьница расчленила котенка, а потом выкинула с крыши щенка. Когда ее задержали, выяснилось, что в переписке с подругой она делились планами убить бомжа".

Во-вторых, считает он, далеко не все сотрудники правоохранительных органов знают, что понятие "жестокое обращение с животными" трактуется широко. Наказывать по закону надо и за оставление на морозе, и за морение голодом, и за неоказание ветеринарной помощи.

Бездомная собака. © РИА Новости / Александр Патрин
Бездомная собака. © РИА Новости / Александр Патрин

И в-третьих, очевидцы крайне редко сообщают о таких преступлениях в полицию. Чаще всего пишут в соцсетях, звонят общественникам и в СМИ. "Люди не верят, что полицейские возьмутся за такие дела", — считает Бурматов.

Правда, в МВД не согласны с депутатом. Одна из главных проблем — собрать доказательства. По словам начальника Управления организации дознания Сергея Манахова, такие преступления, как правило, совершают в безлюдных местах, поэтому оперативники не могут найти свидетелей.

"Ежегодно около половины уголовных дел, возбужденных по статье 245 УК "Жестокое обращение с животными", приостанавливается", — поясняет офицер полиции.

Есть и другая проблема. Далеко не всем райотделам хватает людей, отмечает один из действующих сотрудников угрозыска.

"Не хватает дознавателей, следователей и оперов, — рассказывает он. — Соответственно, нам приходится расставлять приоритеты, какую категорию раскрывать в первую очередь. И чаша весов здесь, конечно, на стороне преступлений против человека".

Сотрудник полиции. © РИА Новости / Евгений Одиноков
Сотрудник полиции. © РИА Новости / Евгений Одиноков

Общественный контроль

Парадокс, но официально звери считаются неодушевленными предметами. Хотя с 2018-го в стране действует закон "Об ответственном обращении с животными", который, в частности, запрещает использовать их для попрошайничества и выкидывать на улицу.

"Согласно Гражданскому кодексу, питомцы отнесены к имуществу, с которым граждане должны "придерживаться принципов гуманности", — объясняет юрист Вероника Кашлева. — Но именно в этом кроются все проблемы".

По ее мнению, правовые нормы нужно доработать — в том числе статью 245 УК. "Там говорится: "Жестокое обращение, повлекшее гибель животного или увечье", — напоминает специалист. — Но нет точного определения термина "увечье". Получается, если кот или собака остались в живых и пострадали не очень серьезно, наказывать никого не надо".

Ель на кладбище животных в Санкт-Петербурге. © Фото : ЯмыКУЗЯ/vkontakte
Ель на кладбище животных в Санкт-Петербурге. © Фото : ЯмыКУЗЯ/vkontakte

В Госдуме считают иначе: с законодательством все в порядке. Кроме того, по словам Владимира Бурматова, его постоянно совершенствуют. Например, в ближайшее время введут новые штрафы для тех, кто может избежать уголовной ответственности в силу возраста или статуса, например, для детей до 14 лет.

"Но и это еще не все, — обращает он внимание. — Необходимо разработать методические рекомендации для полицейских. Пояснить, как именно собирать доказательную базу, проводить дознание и следствие".

А контролировать исполнение закона, по мнению Бурматова, должны граждане. Чем больше они будут говорить о проблеме — в том числе посылать официальные запросы в органы власти, — тем меньше вероятность, что случаи живодерства удастся замять.

Щенки в приюте для животных. © РИА Новости / Денис Абрамов
Щенки в приюте для животных. © РИА Новости / Денис Абрамов