Найти в Дзене
Русский Хоккей

Теневой лидер. Памяти Сергея Капустина

Он не прошел смотрины в «Спартаке», положившем глаз на юношу из северной Ухты в 1970-м. В него поверил возглавивший «Крылья Советов» Борис Кулагин. Чуткий педагог и психолог раскрыл талант юниора, который триумфально ворвался в сборную. Сменив три клуба, форвард в каждом из них завоевывал трофеи на международной арене. Принося огромную пользу и не выпячивая себя. Сегодня Сергею Капустину исполнилось бы 70 лет.

О Капустине все отзывались с восторгом: широкий шаг, не чурался черновой работы, отрабатывая за своих партнеров по звену, мощный кистевой бросок, холодная голова. Да и по характеру Сергей отличался скоромностью и уживчивостью. Всегда, как учили в советское время, ставил общественные интересы выше личных, не любил публичности, никогда ничего не просил. Его замечали, но, увы, далеко не всегда оценивали по заслугам.

В «Крыльях Советов», которые пришедший из ЦСКА Кулагин вознамерился сделать одним из лидеров отечественного чемпионата, заблистала тройка Юрий Лебедев – Вячеслав Анисин – Александр Бодунов, выстрелившая в третьем матче Суперсерии-72 в Виннипеге. Капустин был младше их на два года. Но именно ему, не имевшему постоянных партнеров, удалось пробиться в олимпийский состав Инсбрука-76 и завоевать золотые медали.

В 1974 году «Крылышки» буквально скинули ЦСКА с чемпионского трона, и Капустин отправился на первый для себя чемпионат мира. В Хельсинки «Красной машине» пришлось пройти через унижение в первом из двух матчей со сборной Чехословакии. 2:7 – так крупно наши доселе не проигрывали. Капустин отметил дебют десятью голами. Столько же забил только лучший форвард того турнира чех Вацлав Недомански. А на счету Валерия Харламова только пять шайб.

Возглавивший сборную Кулагин при выборе форвардов для Олимпиады-76 из «своих» пригласил только Капустина, оставив за бортом любимчика Анисина. Вскоре тренер сконструировал тройку Хелмут Балдерис – Виктор Жлуктов – Капустин. В середине 1970-х и предположить было нельзя, что вскоре ее будут сватать в сменщики знаменитого звена Владимира Петрова.

Перед возглавившим сборную и ЦСКА Виктором Тихоновым поставили задачу вернуть титул и подготовиться к Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде. Тренер и сам не пылал желанием оставлять полюбившуюся Ригу и покидать зону комфорта. Но не подчиниться приказу он не мог. С трудом удалось уговорить переехать в Москву Балдериса. Еще тяжелее дался переход в армейскую команду Капустину, которого все устраивало в «Крыльях Советов». Оба они наотрез отказались от офицерских погон – а те в советское время были гарантией безбедной пенсии.

Балдерис на всех официальных мероприятиях по армейской линии появлялся в цивильном, а рядовой Капустин для таких случаев заимствовал китель, своей военной формы у него не было.

- В этой тройке Капустин был гарантом надежности – страховал тяжелого центрфорварда Жлуктова, а Балдериса тренеры вообще освободили от оборонительной работы, - рассказывает капитан ЦСКА и сборной Борис Михайлов.

-2

Первый сезон в новой команде получился у Капустина неоднозначным – всего 9 голов. В самом начале на несколько месяцев выбыл Жлуктов, попав под следствие за дорожное происшествие. Его удалось «отмазать». На ЧМ-78 в Праге тройка с Капустиным внесла лепту в долгожданную победу.

На решающий матч с хозяевами, который кровь из носу надо было выиграть с разницей в две шайбы, Капустин вышел с высокой температурой.

- Сергей, ты только выйди и немного покатайся, чтобы соперники не заметили наших проблем, - попросил Тихонов.

В третьем периоде Капустина в тройке подменял Сергей Макаров.

Из Праги наши вернулись героями. Родина всех щедро наградила всех чемпионов за исключением Жлуктова. Капустина – орденом Дружбы народов.

Следующий сезон стал триумфальным для Сергея: он блестяще сыграл в Кубке Вызова-79 против сборной НХЛ. Особенно ему удался второй матч в «Мэдисон Сквер Гарден» (5:4), в котором он дважды заставил капитулировать знаменитого вратаря Кена Драйдена.

Много лет спустя возглавлявший ту сборную звезд Скотти Боумэн в разговоре с известным российским журналистом неожиданно поинтересовался судьбой Капустина. Увы, к тому времени Сергея уже не было в живых. Самый титулованный тренер НХЛ выделял Капустина, поражаясь широчайшим диапазоном его действий, многогранности таланта: «Решения этого левого крайнего не поддавались расчету».

Серьезная травма закрыла дорогу Капустину на Олимпиаду-80 в Лейк-Плэсиде. Он не смог выступить за ЦСКА уже в новогодней Суперсерии против команд НХЛ.

-3

Летом Капустин подал рапорт об увольнении из армии. Его не хотели подписывать. Тогда по совету Кулагина Сергей отправил бумагу заказным письмом и только после этого обрел свободу.

Он перешел в «Спартак», который уже год как возглавлял его любимый тренер. Не единожды Кулагин вытаскивал своего ученика из сложных жизненных ситуаций. Летом 1980-го на сборе красно-белых в Алуште скоропостижно умер 4-летний сын Капустина. Врачи ошиблись с диагнозом, не распознали очаговую пневмонию.

Сергей хотел закончить карьеру, но тренер убедил его продолжить играть за себя и сына.

Кулагин создал тройку Виктор Шалимов – Сергей Шепелев – Капустин, которая на Кубке Канады-81 и ЧМ-82 затмила звено КЛМ. Особенно расцвел Шалимов, ставший лучшим нападающим мирового первенства в Финляндии, куда приехал Уэйн Гретцки, едва установив нетленный снайперский рекорд НХЛ – 92 гола в регулярном чемпионате.

А Капустин в который раз остался в тени. Через год он сыграл на последнем для себя чемпионате мира. Уже без Шалимова, но с Балдерисом, которого Тихонов неожиданно пригласил в сборную.

После победы Тихонов прошелся по Балдерису и Капустину. На горизонте маячила Олимпиада-84 в Сараеве, где надо было реабилитироваться за осечку в Лейк-Плэсиде. Тренерам требовались игроки с победным олимпийским опытом. А их оставалось трое – вратарь Владислав Третьяк, Жлуктов и Капустин.

Перед Призом «Известий»-83 Сергей неожиданно взял самоотвод: мол, мучает старая травмы паха, на Олимпиаде могу подвести команду. Мало кто решился бы на подобное признание, как правило, в таких случаях стараются скрыть болячки.

Тот сезон стал последним в карьере Кулагина. Тренер неожиданно покинул «Спартак». И на Капустине поставили крест. В 1985-м красно-белых возглавил Борис Майоров.

- У нас состоялся серьезный разговор с Сергеем, а он был капитаном команды, - вспоминал Борис Александрович. – Договорились, что он будет тренироваться с удвоенной энергией.

Майоров в тройку в Капустину и Шепелеву поставил молодого дебютанта Сергея Агейкина. Тихонов пригласил спартаковское звено на Приз «Известий»-85, но на московский ЧМ-86 взял только Агейкина, о чем впоследствии пожалел.

А 7-кратный чемпион мира, олимпионик Капустин отправился в командировку в Австрию.

К сожалению, жизнь после хоккея у него не сложилась. Приходилось выживать, новомодные жучки предлагали продать олимпийскую медаль за 1000 долларов, но получили решительный отказ.

Скончался знаменитый хоккеист 4 июня 1995 года от заражения крови. Порезал руку при купании в пруду, а организм уже не мог сопротивляться инфекции.