На прошлой неделе американское агентство Bloomberg со ссылкой на неназванные источники распространило информацию о намерении США вот–вот ввести пошлину в размере 200% на российский алюминий. На первый взгляд, решение логичное, потому что иностранные конкуренты спят и видят, как бы выжить «Русал» со своих рынков. Однако аналитики не спешат с выводами, указывая на нестыковки в публикации и отсутствие официального заявления американских властей.
Так, российские эксперты, опрошенные изданием «Про Металл», недоверчиво восприняли «эксклюзив» о готовящемся введении заградительной пошлины на алюминий из России. Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв считает, что новость о событии, которое только может состояться, да ещё и поданное со ссылкой на неназванные источники, достоверной информацией считать нельзя. «Не все сообщения Bloomberg оказываются достоверными в итоге. В декабре, например, это издание написало, что "Норникель" обсуждает сокращение производства никеля в 2023 году примерно на 10%. На деле эти данные не подтвердились, а по прогнозам самой компании сокращение объёмов производства никеля в текущем году может составить от 2% до 7% от уровня, превысившего верхнюю планку предыдущего прогноза компании 2022 года. Месяц назад то же издание написало, что правительство РФ готовится изъять у производителей удобрений часть прибыли с помощью единовременной выплаты. И тоже до сих пор эта тема не получила развития», — замечает эксперт.
При этом господин Калачёв полагает, что и нынешние рассуждения об американских пошлинах на российский алюминий пока носят лишь гипотетический характер. Но если вдруг они всё же станут реальностью, то такое развитие событий — не самый худший из возможных вариантов. «Введя заградительные пошлины, США закроют только собственный рынок. Гораздо хуже было бы, если бы речь шла о возврате санкций против "Русала"» как компании. Но об этом сейчас даже речи нет, учитывая вес российской алюминиевой компании в мире с долей мирового рынка более 6% и большую зависимость европейской промышленности от поставок её продукции», — поясняет он.
Вместе с тем, эксперт обращает внимание на то, что спрос на алюминий в мире увеличивается и продолжит, по-видимому, расти и дальше. Это при любых раскладах на руку «Русалу», имеющему важное конкурентное преимущество — доступ к дешёвой электроэнергии в России. Причём в основном это «зелёная» электроэнергия ГЭС, что позволяет компании успешно продвигать свою продукцию в рамках «зелёной» повестки. И даже зависимость от импорта глинозёма для неё не столь критична. «После остановки Николаевского глинозёмного завода и запрета на поставки глинозёма из Австралии, российский алюминиевый холдинг сумел решить проблему обеспеченности своих заводов сырьём, по-видимому, из Китая. Аналогично "Русал" сможет решить и проблему экспорта, если пошлины всё же будут введены, перенаправив его из США на другие рынки», — уверяет господин Калачёв.
Другой вопрос, если американское давление на «Русал» поддержат и другие страны, подверженные русофобии. Правда, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарёв уверяет, что вряд ли подобные шаги сейчас прорабатывают в Евросоюзе. «В металлургии и угле ЕС уже ввёл заградительные меры для российского угля. С алюминием ситуация сложнее. Отрасль сильно зависит от цен на энергоносители, а на текущий момент времени энергобезопасность региона под вопросом из-за снижения поставок из России. Подобные пошлины со стороны ЕС по алюминию если и возможны в будущем, то лишь когда зависимость от российских энергоносителей снизится».
С этой позицией соглашается и аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичёва: «Страны ЕС вряд ли предпримут подобные меры относительно поставок российского алюминия, так как европейские потребители чрезмерно зависят от дешёвого российского металла. Как показала практика, до сих пор ни один пакет санкций не содержал решительных ограничений на поставку алюминия из России. Кроме того, при обсуждении ограничений на приём алюминия на склады LME европейские потребители выступали против любых ограничений». При этом эксперт полагает, что допустимое в будущем введение заградительной пошлины на импорт российского алюминия в США не является формой давления на «Русал» в чистом виде.
«Американские власти давно занимаются защитой собственного рынка алюминия: уже действует ряд повышенных пошлин на импорт китайской продукции из алюминия, да и импорт алюминия из других государств тоже облагается импортными пошлинами», — говорит она, называя текущую кампанию разновидностью протекционизма для защиты собственных производителей, за которым стоят экономические причины и вполне определённые компании, несущие убытки от высокой конкуренции на мировом рынке алюминия. Отчасти по этой причине, по её мнению, обсуждаемые ограничительные меры в отношении алюминия не будут иметь продолжения в отношении какой-либо другой номенклатуры промышленного импорта из России.
В свою очередь, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артём Тузов не исключает, что склонные к нарушению правил ВТО и принципов международной торговли США продолжат расчищать свой рынок от внешних поставщиков — сейчас за океаном демонстрируют стандартную конкурентную борьбу, присущую капитализму. «Теоретически аналогичные пошлины американцы могут ввести на титан, доставив неудобства "ВСМПО-Ависма", или на поставляемое из России исходные продукты для ядерной энергетики, что может ударить по "Росатому" и его дочерним предприятиям».
При этом он как раз не исключает, что ЕС может последовать в вопросе с «лёгким металлом» примеру США. Тем более сейчас, когда европейские производители алюминия даже приостанавливали работу из-за резко выросших цен на электроэнергию. «Если такие ограничения покажутся европейским чиновникам хорошим способом поддержать своих производителей, то они тоже могут ввести пошлины на российскую продукцию из алюминия. Другой вопрос, что "Русал" с 2014 года активно расширяет географию поставок, интенсифицировав в 2022 году этот процесс. Несомненно, новые покупатели на российский алюминий будут найдены, в том числе и такие, которые будут перепродавать его же в США и ЕС уже под видом экспорта из третьих стран», — заключает эксперт.