Мир вашему дому, дорогие друзья!
Сегодня я предлагаю всем нам поговорить об очень важной притче Иисуса Христа, которая показывает нам состояние всего нашего человеческого общества в целом и о том, кто окажется в числе тех, кого Иисус возьмёт в Свое Царство, а кого отвергнет.
В прошлых публикациях (1-4 часть "Невеста Христа") мы с вами разбирали притчу Иисуса Христа о 10 девах - мудрых и неразумных, а также (5 часть "Невеста Христа") послание Апостола Павла к Ефесянам, где очень наглядно показано какой должна быть Невеста Иисуса Христа и какими качествами она должна обладать.
Сегодня я предлагаю поговорить о другой притче Иисуса Христа, рассказанной Им в той же 25 главе Евангелия от Матфея - "притче о талантах", которая является продолжением притчи о мудрых и неразумных девах. Притча о талантах также олицетворяет Невесту Христа, поскольку Иисус в конце притчи о 10 девах делает заключение, говоря: "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф.25:13)
И далее Он продолжает:
"Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился" (Мф.25:14-15)
Для начала давайте определим значение слова "талант". Само слово, которое мы сегодня привыкли понимать как некое "природное дарование", ранее имело совсем другое значение. Ещё с античных времён "талантом" называли единицу массы или денежную единицу. Такое понятие использовалось ещё во времена Гомера. Масса таланта равнялась массе золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Однако, в ту же эпоху была известна иная мера таланта, соответствующая 26,2 кг.
Вообще, талант был наивысшей весовой единицей в системе греческих мер.
Отсюда и пошло понятие таланта как природного дарования, то есть чего-то ценного, редкого, дорогого, того, что дано не каждому.
Итак, Иисус также как в предыдущей притче о Женихе и Невесте (10 девах) говорит здесь о Себе. В этой Притче Он говорит о себе как о Господине, который, уезжая в другую страну, поручил имение рабам своим и каждому по силе дал таланты: кому-то 5 талантов, кому-то 2, а кому-то 1.
В этой притче под талантами мы можем понимать как нечто, что мы имеем в жизни, то, что каждому из нас "отмерено" в жизни, как принято говорить в народе. Ведь мы можем видеть, оглядываясь вокруг, что одному дано больше, другому меньше: это может быть богатство, здоровье, возможности и т.п.
И вопрос в том, для чего мы используем эти таланты от Бога используем ли вообще?
Далее, в притче мы можем видеть, что сделали люди с данными им талантами:
"Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов", далее тоже сделал другой, получивший два таланта: употребил их в дело и приобрел также два таланта.
Вернувшись, "Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Однако, раб, которому был дан один талант, сказал: "господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё".
Господин сказал ему в ответ:
"надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"
Чтобы наиболее точно понять, что имеет ввиду Иисус под талантами в данной притче, мы должны дочитать эту главу до конца, ведь далее он говорит, делая как бы заключение из Притчи:
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Далее по тексту мы видим, что Иисус имеет ввиду тех, кто кормил голодных, принимал странников, одевал нагих, заботился о больных и страждущих.
Затем Он обращается к тем, кто по левую сторону:"идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его", говоря о тех, кто жил только для себя и никак не заботился о тех, кто нуждался в этом.
Здесь мы видим, какая ужасная участь ожидает тех, кто жил эгоистично, только для себя, используя то, что дано Богом, лишь для своих нужд.
И какую же мораль мы можем увидеть в данной притче?
Каждый из нас имеет разные возможности в жизни: денежные, физические, умственные и т.п. и мы должны использовать эти возможности не для своих эгоистичных и корыстных целей, а должны жить прежде всего, заботясь о других. И мы видим из слов Иисуса, что эта забота не должна быть только о своих близких и родных, а обо всех, кто нуждается в нашей помощи! Ибо Иисус говорил:
"Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:45-48)М
Можно сказать, что так живёт очень большая часть человечества в той или иной степени. Мы все не совершенны, поэтому я здесь никого не хочу осудить, а только призвать нас всех задуматься над этой притчей. Эта притча, как мы можем увидеть, касается всех: и бедных, и богатых, и здоровых, и больных и т.д. Разумеется, кому больше дано, с того больше и спросится.
Однако, в этой притче мы видим важный момент: человек, которому дано меньше всех сказал Господину своему, что он ничего ему не должен, и он спрятал в землю данный ему один талант. Мы можем догадаться, что этот человек хотел присвоить себе то, что ему было доверено, но не сказал Господину, что он украл этот талант, а испугавшись, сказал,что зарыл его в землю.
Какой урок мы можем извлечь из этого эпизода в притче?
Довольно часто можно услышать фразу вроде "Я итак плачу ипотеку, у меня дети, зарплата низкая, государство обо мне не заботится..." и т.п., люди привыкли жаловаться на жизнь, на государство, на низкие доходы и т.д. И так живёт большинство населения планеты! Однако, Бог говорит нам этой притчей о том, что даже имея совсем мало ресурсов, мы должны помогать другим по мере своих возможностей. И при этом не жаловаться на жизнь, на Бога, на государство и т.д. потому что все это отмерено нам Богом по Его воле. Порой нам кажется многое несправедливым, однако у Бога свои пути для каждого из нас, не нам судить об этом. Мы должны с благодарностью использовать даже один талант на благо не только себя, но и других. Так Бог учит нас быть милосердными в любых жизненных обстоятельствах.
Кстати, известное выражение "зарыть свой талант в землю" имеет свои корни именно из этой притчи Иисуса, и это выражение говорит о человеке, который оставил свои знания, опыт, дарования, способности неиспользованными.
Этой притчей Господь даже не призывает нас творить благо другим сверх своих возможностей. Однако мы не должны жить только для себя, считая, что мы никому ничего не должны в этой жизни - ни Богу, ни ближнему, ведь Он может забрать у нас и то, что имеем, дабы не укоренились в нас эгоизм и гордыня. Каждый может использовать имеющийся у него талант на благо ближнему, будь то материальные средства (деньги, вещи, продукты и т.п.), или помощь делами, молитвами, всем, чем можем - все это наша обязанность перед Богом в заботе о тех, кто нуждается в нашей помощи.
В более общем смысле в притче сказано о том, что Господь оставил нам Свое имение - Землю, которая является нашим домом и все , что на этой Земле (люди, животные, растения и т.д.) - для того, чтобы мы заботились о ней, и обо всем Его Творении. И когда Он вернется, Он взыщет с каждого: кто и как использовал свой талант (свои ресурсы и возможности). И мы должны будем дать отчет Ему. И гнев Его будет на тех, кто жил для себя, не заботясь о других, им скажет Он: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его".
Так давайте же использовать свои возможности не только для своей пользы, но для пользы других, и тогда Господь скажет нам: "в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего...приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".
Господь сказал нам: "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его" (Откр.22:12),
"Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф.25:13)
Рекомендую полностью прочитать главу 25 Евангелия от Матфея, в которой Иисус рассказывает что из себя представляет Царство Небесное в притче о 10 девах и талантах.
Дорогие друзья, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал, а также ютуб канал "Жители Сердца"
(либо текстовый вариант канала "Жители Сердца"),
где Сам Господь говорит нам, как быть готовыми к Его Возвращению.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь!