Найти тему

Чего хочет писатель, или Функции начала книги

Оглавление

I. Немного лирики и науки

«Начало» – слово многозначное. Если взять самое общее значение, то начало – это зарождение чего-то нового.
Удивительную поэтическую картину создал Н. Гумилев в "Поэме Начала":

Мир когда-то был легок, пресен,
Бездыханен и недвижим
И своих трагических песен
Не водило время над ним.

А уже в этой тьме суровой
Трепетала первая мысль,
И от мысли родилось слово,
Предводитель священных числ.

В слове скрытое материнство
Отыскало свои пути: —
Уничтожиться как единство
И как множество расцвести.

Ибо в мире блаженно-новом,
Как сверканье и как тепло,
Было между числом и словом
И не слово и не число.

Светозарное, плотью стало,
Звуком, запахом и лучом,
И живая жизнь захлестала
Золотым и буйным ключом.

А что же говорят ученые? В литературоведении начало рассматривается (в основном) как элемент (часть, подкатегория) художественного текста, у которой есть свои формальные, содержательные, структурные признаки.
Определений – море! Каждый ученый выделяет и раскрывает особенности начала, которые кажутся первостепенными. Это и «вводящий абзац, устанавливающий связь текста с действительностью…», и «координатная система всего изложения…», «развертывание текста…», «акт творения – создания – есть акт начала» и другое. Вы сами можете почитать труды литературоведов и не только: Лотмана, Щербины, Даниловой, Лосева, Лихачева, Виноградова и других.

Мне, например, нравится определение М.М. Бахтина, который видит начало как единство следующего:
► начало творческого процесса как этапа создания художественного произведения, когда формируется замысел,
► начало изображенных в произведении событий,
► начало художественного мира, выраженное в тематическом единстве,
► начало художественной коммуникации,
► элемент художественного хронотопа.

И все. Не буду больше мучить ни вас, ни себя наукой ☺ Поговорим о практике.

II. Цели и задачи? Не слышал…

На мой взгляд, писатель, принимаясь за текст, должен ответить себе на два важных вопроса:

1. Что должно нести начало, которое он задумал. То есть речь о той функции, цели, задаче, которую оно должно нести и выполнить.

2. Что собой будет представлять начало как структурный элемент.

Итак, чего же хочет сам писатель от начала? Мне кажется, что он должен прямо и честно обозначить, «проговорить», конкретизировать задачу.
Оказывается, что каждый представляет функции начала по-разному, и это, кстати, понимается, когда читаешь первый абзац, страницу, главу.

Часто встречающиеся функции таковы (я пронумерую, но последовательности нет, номер понадобится нам дальше):
1️⃣ Привлечь внимание любой ценой.
2️⃣ Заинтересовать смыслом, интригой, загадкой (на основе типичного и нового).
3️⃣ Сразу погрузить читателя в события.
4️⃣ Представить героя.
5️⃣ Подготовить читателя к событиям, дать экспозицию, ориентиры.
6️⃣ Дать понятие о жанре.
7️⃣ Заинтересовать языком произведения.

Всё имеет право быть. Я уже сказал выше и повторю: важно выделить функцию, поставить задачу и идти к цели. Если этого не сделать, то желание «запихнуть» в начало всё и сразу возьмет верх, а отсюда хаос, нелогичность, «разметанность» мыслей, недостоверность, языковые ошибки и т.д.
Например, так (из сети, орфография и пунктуация сохранена):

«Ночь. За окном + 15 Градусов Цельсия. Мои соседи снова ругаются из-за ремонта и новой отделки для детской. Глупо, учитывая, что их ребёнку всего два и ему плевать на обстановку. Каждое мгновение жизни определенно холодным и стремительным движением стрелок на старинных настенных часах. Любопытство. Каждая клеточка моего тела пытается разгадать тайну, которая завладела всеми моими мыслями. С нашей первой встречи прошло ровно тринадцать дней и это было самое волнительное и противоречивое время в моей жизни. Он другой, странный, мрачный и холодный, словно бесчувственная глыба льда, которая никогда не знала, что такое тепло и нежность. Он заинтриговал меня. Сильный мужчина с амбициями, волей к победе и стремлением все контролировать. Его чарующий голос околдовал практически всех в нашем университете»

III. Как задействовать функцию начала?

Опытные писатели могут соединить три функции, а начинающим лучше взять одну.
Друзья с журфака поделились интересным, почти анекдотичным способом «сделать» начало:
✅ нужно выделить главное первоначальное событие (основу проблемы)
✅ чьими глазами оно будет дано (герой)
✅ выбрать функцию (акцент)

Пофантазируем?

► Глобальное потепление глазами полярника, функция 2 (реализм):
– Сколько?! – Санин уставился на датчики. – Минус семнадцать, Сережа?!
Начальник станции «Восток» не верил своим глазам. Третий день не верил. Такого просто не может быть! В марте пятьдесят пять норма и выше, а тут впору менять унты на сапоги и термобелье на плавки.
– Рекорд, – без всякой радости сказал дежурный – геофизик Мельников, зафиксировал показатели. – Вездеход не выведем, придется пешком…
Чутье Санину подсказывало – опасность! И все же замеры температуры воды, взятие проб никто не отменит… (А. Ладо)

Событие: потепление в самом холодном месте Земли
Герой:
начальник станции
Функция 2:
само по себе явление необычное, но еще и опасное для работы полярников. Загадка в том, как проводить обычные работы в таких условиях, чем это может обернуться.

► Или же глобальное потепление глазами гнома, функции 6,7:
Бр-р-р-р, единороги, вот же гадость несусветная, кайло каждому в темечко.
И, понимаешь, со времён Отцов и Прадедов не водилось в наших горах этих козьих выродков, а теперь бегают стадами, стучат копытами. Я вот третьего дня лёг рудную жилу послушать, а чтобы мудростью Отцов проникнуться, глаза прикрыл. И – бац! – по лбу парнокопытиной этой получил, клянусь Гунтерой, прямо вот сюда! Тепло у них там в низинах, слепни и сухие пни, вот и лезут в наши благословенные горы твари однорогие, спасу нет. Топчут честных гномов прямо по бородам.
Почему жарко-то стало? Урур его знает! Может, драконы устроили такое, чтобы насолить народу кхазадов и согнать с жил рудных и золотишка нажитого. А может, эльфийские синоптики намудрили чего, наколдовали, у них-то, ясное дело, ума – как бороды. Единороги, опять же…
(Тим Яланский)

Событие: потепление, вызвавшее нашествие единорогов в горы
Герой:
гном
Функции 6,7:
фэнтези, эмоциональное повествование от первого лица

❗ А попробуйте сами написать начало таким вот способом. Что у вас получилось? Поделитесь в комментариях.

Итак, когда мы знаем, чего хотим от начала, самое время подумать о способах, какими можно все донести до читателя. А их, скажу вам, немало. Вот об этом поговорим далее.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература