Найти тему
Седые хроники времён

300 км/час в 1930-х годах - скорость поезда разработанного в СССР: Что случилось с разработкой

В 1924 году монтёр одной из московских железных дорог Николай Григорьевич Ярмольчук сформулировал идею создания принципиально нового транспортного средства. Предполагалось заменить традиционные вагоны, оснащенные колесными парами, на вагоны, имеющие два, размещённых друг за другом колеса в виде усеченных по бокам шаров.

В каждом из них предусматривалось размещение электродвигателя, приводящего конструкцию в движение. На шарах планировалось наружное резиновое покрытие. В окончательном проекте вагоны имели цилиндрическую форму и перемещались по железобетонному желобу. За счет большой массивности колес достигалась высокая устойчивость, что позволяло развивать невиданную, по тем временам, скорость.

-2

В 1929 году на суд высокого начальства была представлена лабораторная модель. К тому времени Ярмольчук окончил Московское Высшее Техническое Училище и Московский Энергетический Институт, серьёзнейшие школы инженерных кадров. Модель показала хорошие скоростные качества. На поворотах допускался небольшой крен, не приводящий к опрокидыванию. Каждый шароэлектролотковый (ШЭЛТ) вагон по проекту вмещал 110 пассажиров.

-3

Автор утверждал, что состоящий из них состав сможет двигаться со скоростью 300 км/час. Расстояние между Москвой и Ленинградом будет покрыто за два часа. Самый быстроходный в то время поезд «Красная стрела» преодолевал ту же дистанцию за 12 часов. Серийный пассажирский самолет брал на борт девять человек и летел со скоростью 228 км/час. Строительство путей из бетона сулило гигантскую экономию металла. Отпадала потребность в рельсах.

-4

Кипучая деятельность Ярмольчука, успешная демонстрация модели достигли желаемого результата. Народный комиссариат путей сообщения признал изобретение перспективным. В составе комиссариата сформировали специальное бюро, курирующее опытное строительство сверхскоростного транспорта (БОССТ).

Шаропоезд
Шаропоезд

Информация о проекте достигла высших эшелонов советской власти. В марте 1931 года с ним ознакомился В. В. Куйбышев - заместитель председателя Совета народных комиссаров. Работа БОССТ получила положительную оценку. Было выделено финансирование в размере миллиона рублей. Ярмольчук получил в свое распоряжение штат из 89 инженеров, техников, рабочих. Принято решение о создании опытного шаровагона и строительстве шародрома.

-6
В целях экономии путь монтировали из деревянных лотков, отложив бетонные конструкции на потом. На строительном участке сотрудникам разрешили развести огород площадью пятнадцать гектаров. Времена были голодные.

Первый экспериментальный вагон в масштабе 1:5 изготовили в апреле 1932 г. Диаметр составлял 80 см., длина 6 м. Лёжа на матрацах в нем могли разместиться два пассажира. Два полых, обрезиненных колеса, названных изобретателем «шароидами», изготовили из стали. Диаметр каждого достигал метра. Шароиды частично возвышались над вагоном, придавая ему дополнительную устойчивость. При любом наклоне шаровагон возвращался в вертикальную плоскость.

-7
К осени сформировали состав из пяти вагонов. Передний оборудовали обтекателем, снижающим сопротивление воздуха. Скорость достигла 70 км/час, что позволяло надеяться на 300 км/час полноразмерных вагонов. Ярмольчука и его творение обласкала советская пресса. Испытания признали успешными.

Несмотря на сомнения ряда специалистов 13 августа 1933 года правительство приняло решение о строительстве опытно-эксплуатационной шаролотковой дороги между Москвой и Ногинском. Протяженность 50 км.

Шаропоезд Ярмольчука.
Шаропоезд Ярмольчука.

Завершение работ планировалось на осень 1934 г., к главному революционному празднику, 17-й годовщине Великого Октября. Журналисты не жалели положительных эпитетов в адрес детища революции. Писались стихи, снимались фильмы.

Шаропоезд Н. Г. Ярмольчука - проект советского монорельса 1930-х гг.
Шаропоезд Н. Г. Ярмольчука - проект советского монорельса 1930-х гг.

Проект похоронила альтернативная экспертиза, проведённая накануне старта работ.

Отмеченные недостатки:

  • Изготовление лотков требовало создание целой отрасли.
  • В зимнее время лотки нуждались в чистке на всём протяжении трассы.
  • Технически невозможным оказалось создание стрелок для бетонных путей.
  • Резина в СССР была не самого лучшего качества. Её дефицит вынуждал простаивать половину автомобильного парка страны.
  • Потребность в скоростных перевозках незначительна и вместо высокой рентабельности предполагает колоссальные убытки.
  • Финансовые затраты неподъёмны для экономики Страны Советов.

Стройку закрыли не начав. Изобретателю повезло. Он не подвергся репрессиям и благополучно дожил до 1978.

Как вы считаете был бы жизнеспособен этот проект, если бы его реализовали?