Найти тему
Код ДОВЕРИЯ

7 струн Владимира Высоцкого в стихотворении Влада Маленко

Оглавление

А как по первой струне Владимира
Зеки шли во тьме до Владимира.
И Владимир их всех утешил,
Даже сам конвойный опешил!

А по второй струне нерасстроенной
Взвод солдат стоял, в ряд построенный.
Петь про землю солдаты
стали -
Капитану майора дали!

А по третьей струне, по струночке
Шёл Есенин Сергей
по улочке:
Столько неба в глазах печальных,
Чтобы чаще Господь
замечал их!

А на четвёртой струне не порванной
Жил монах
из церквушки взорванной.
И монах молчал,
и Владимир.
Тишина, будто город вымер.

А как на пятой струне
на бронзовой
Все влюблённые
в дымке розовой…
Зачинали в апреле мальчиков,
В январе чтоб рожать их начали.

А шестая струна Семеныча
Пахла морем с утра и до ночи,
Альбатросы на ней качались,
Звуки низкие получались.

А седьмая струна была тайною.
Это знали Марина с Танею.
Эта тайна - не ваше дело.
До небес она,
До предела.

25.1.22

t.me/vmalenko/988

Первая строфа (струна)

Разумеется, ближайшая ассоциация - песня Круга "Владимирский централ". "Зеки шли во тьме до Владимира" - эту строчку поймет любой русский, кроме, может, самых юных. Во Владимире была крупная пересылка этапируемых заключенных. Благодаря биографам вполне прозрачно, почему первую струну Высоцкого Маленко связывает с зэками.

«Первая известность к Высоцкому пришла именно после его ранних песен, стилизованных под "блатную" тематику, лирическими героями которых становилась шпана, заключенные, "честные воры" и прочие представители уголовной субкультуры».
Сергей Жильцов (исследователь творчества В. С. Высоцкого)

Но вот как и чем Владимир их всех утешил? И что за Владимир, тоже не совсем ясно - у Высоцкого то песен про Владимира нет - ни про город, ни про централ.

Безуспешно перепробовав несколько запросов, нащупала смысловую связь с Владимиром Родзянко (в миру) - епископом Василием (в церковном служении).

В биографии священника есть и тюрьма, и чудесное утешение, которое он, получил во время заключения - во сне ему будто бы явился Серафим Саровский и пристыдил за уныние.

Эта история многократно пересказана в сети, даже здесь на Дзен есть одна из её версий, но найти первоисточник, естественно, не представляется возможным.

Поэтому сначала не было уверенности - об этом ли "утешении" пишет поэт? Никак не подшивались друг к другу этап до Владимира и тюремный опыт отца Владимира: Родзянко отбывал тюремный срок за пропаганду православия после войны - да, было это во время юности Высоцкого и его первых песен, но не в России!

Пазл сложился, когда прочитала в Википедии, что Владимир Родзянко был в Москве по приглашению Юрия Любимова и присутствовал на репетициях спектакля "Братья Карамазовы", аккурат в те годы, когда начинался творческий путь актера Влада Маленко. Историю, про то, как в трудную минуту батюшке приснился Серафим Саровский, поэт, скорее всего, слышал в закулисье из первых уст. Так что тема "первой струны" раскрывается в объёме многих судеб. Высоцкий сыграл свои лучшие роли в театре - как раз на Таганке. И даже я в этом моменте присутствую, так как сидела в зале во время премьеры "Братьев Карамазовых" в 1997-м)).

Интересная статья в контексте: "Вадим Гаевский. Театр и тюрьма. Идентификация Таганки".


Вторая строфа
(струна)

Здесь о встрече поколений. В сети несколько тысяч людей обсуждали и до с сих пор спорят о смысле песни Высоцкого "Случай в ресторане"( 1966-1967), которая заканчивается строчками:

"Я обидел его, я сказал: "Капитан,
Никогда ты не будешь майором!"

Песня разбирается построчно на форумах и в отдельных видеороликах, но в основном с точки зрения психологии её героев: пожилого капитана и молодого парня, который войны не видел, Казбек не курит, из горлышка на брудершафт не пьет, и оказывается под градом претензий пьяного героя- "как в окопе под Курской дугой". Люди судят: кто прав, кто не прав, о долге молодых, об обиде забытых героев. Всё это важно, но не суть.

Финальной фразой молодой дает понять капитану, что он, герой войны, застрял в прошлом: он весь на эмоциях, требует благодарности, а безжалостная жизнь идет вперед.

Но есть и более глубокий смысл (закладывал ли его Высоцкий сознательно или гениальность "сама" высказалась, этого не знаю) - фраза означает также, что войны не будет. Реально, капитан может стать майором, только в тех же обстоятельствах, в каких он капитана получил - в тяжелый для Родины час. Гражданский чисто карьерный путь наверх для него закрыт, из-за его простоты, народности, отсутствия холодного менеджерского расчета сделать карьеру. Он слишком близко к сердцу принимает войну - для него это боль, а не профессия.

Высоцкий понимает, как это обидно звучит для капитана, но всё равно обрывает на этом песню.

Но эта тема не закрыта для него - они ищет связь между поколениями.

И находит её в других легендарных строчках, на мой взгляд, они одни из самых сильных в его творчестве: написаны в 31 год, но по глубине сопоставимы с последними итоговыми стихами.

"Песня о земле" (1969 год) впервые звучит в художественном фильме "Сыновья уходят в бой".

С началом СВО у "капитана" снова появилась возможность стать майором, а непонимание между военным и послевоенным поколением осталось в прошлом, как только Россия встала за благородный Дон.

Комментировать тут нечего - кто понимает ключевые символы русской культуры, сам разберется.

Замечу только, что в Мариуполе 2 памятника Высоцкому - надеюсь, не надругаются.

3 строфа (струна)

В ней нет загадок: Есенин, с его искренней смелостью - жечь себя строка за строкой, по ходу жизни перекатываясь из одних женских объятий в другие - это, в некотором роде, русская традиция, которой Владимир Высоцкий тоже свою дань отдал как мог, довольно щедро. Маленко видит в этом высшее провиденье: женщины, которые любят поэтов, получается - замечают и привечают их по промыслу Господа. В чем-то, может, он и прав, не возьмусь судить, ибо в личные отношения с большими поэтами ни разу не встревала - миновала меня чаша сия)).

4 и 5 строфы

Пока не разгадала, что за взорванная церквушка, монах, тишина?

Про бронзовую струну и розовую дымку любви есть догадка: скорее всего, Влад пишет о свадьбе Высоцкого и Марины Влади, которую устраивал в Тбилиси их друг - скульптор Зураб Церетели.

-2

Во время этой свадьбы у поэта порвалась струна - не в первый раз и не в последний, но Зураб придал этому большое значение - говорил, что это примета судьбы, видел в этом символическую причину не сложившегося семейного счастья Владимира и Марины. Поэтому бронзовый Высоцкий Церетели держит в руках гитару с оборванной струной.

-3

Как понимать строчку о сыновьях, которых зачинали в апреле, чтобы рожать в январе - это к знатокам. Ни один из сыновей В.С.В. в январе не родился. Буду признательна, если кто-то расшифрует - помогайте, кто знает и любит стихи Высоцкого больше, чем я. А для меня он хоть и не кумир, но очень уважаемый человек - часть памяти об отце, который, в основном, всю жизнь слушал на своем кассетнике только его, да Клавдию Шульженко.

6 строфа (струна)

Море в творчестве Высоцкого, как и горы - пространства вводные в философию жизни и свободы советского человека: в этом пространстве много что не так, но вопросы чести, мечты и главных смыслов в ней разрешены положительно, хоть и на "низких звуках".

7 строфа

Про актрису Татьяну Иваненко, что родила Высоцкому дочь, о которой никто не знал, потому что Татьяна была слишком гордой, чтобы навязываться и что-то требовать. И про Марину Влади - о ней, как о женщине Владимира, знает весь мир, но что-то и у них не сложилось, Высоцкий всё равно пил и простого человеческого счастья в этой любви не нашел.

Подытожу. Выделить в жизни Высоцкого 7 главных струн, по-моему, невероятно сложно - слишком богата эта жизнь событиями и противоречиями. Уверена, что версия Маленко устроит не всех. Но мне все равно это стихотворение очень очень нравится.

Красивое! И, главное, не резкое - тонкий, бережный многослойный подход к поэтическому предмету.

Наталия Артемьева

.