Еще одна отрасль, которая, пожалуй, лучше других показывает, в чем заключается технологический суверенитет, – это авиация. Причем даже не военная, а гражданская. С одной стороны, иголка, сшивающая страну. С другой – гигантская высокотехнологичная отрасль, которая объединяет в себе практически все достижения науки.
При этом именно авиация лучше других демонстрирует, с какой скоростью развивается прогресс. Если всего сто лет назад первый отечественный пассажирский рейс между Москвой и Нижним занимал четыре часа минимум и отправиться в полет могли только четыре человека, то теперь за это время сотни пассажиров могут пролететь через половину страны. Корреспондент "Известий" Леонид Китрарь о том, почему первым делом должны быть важны не только самолеты.
Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Южно-Сахалинск. Это столицы российских регионов, в которые можно добраться только по воздуху. Наземный транспорт исключен. Без гражданской авиации "сшить" страну не получится.
За последние 20 лет в стране реконструированы, а по сути построены заново, 84 аэродрома. Восемь возведены с нуля. В 2023-м к списку добавятся еще 18 аэропортов, в следующем году – 16. На это уже выделены 75,5 млрд рублей.
На минувшей неделе новые терминалы открыты в аэропортах в Новосибирске и Новом Уренгое. На встрече с представителями отрасли президент России Владимир Путин подчеркивает: развитие гражданской авиации – задача стратегическая.
"Заметно вырастет пассажиропоток реконструированных аэропортов, будут расширены география полетов и маршрутные сети, дополнительный импульс получит экономика, а главное, жизнь миллионов людей станет более комфортной и удобной", – отметил российский лидер.
Для развития нужны не только аэродромы, но и сами самолеты. Долгие годы российские компании закупали только Boeing и Airbus, фактически отказываясь даже рассматривать отечественные машины. Как оказалось, Владимир Путин много раз обсуждал это с нынешним министром транспорта еще во времена его работы в авиаотрасли.
"Чуть-чуть приоткрою: мы с ним ругались, мы с ним сильно ругались. Я всегда говорил, что нужно больше внимания уделять закупкам отечественной техники. Если бы мы это делали в предыдущие годы, может быть и сейчас было бы полегче", – обратил внимание президент.
Программа строительства и закупки российских машин уже расписана на годы вперед. Стране нужны десятки и сотни Superjet, МС-21, Ту-204, Ил-96, тысячи двигателей к ним и еще больше техников и, конечно, пилотов.
На большие магистральные самолеты специалистов хватит. А вот с малой авиацией все намного сложнее.
"Нет у нас судна, воздушного судна малой авиации, скорее всего это самая большая проблема. Ну на сегодняшний день готовится к выпуску самолет "Байкал", – подчеркнул директор Якутского авиационно-технического училища Павел Прокопьев.
Вот опытный образец. Этот самолет придет на смену легендарному Ан-2.
Перед гражданской авиацией стоит немало задач. Одна из них – заново оснастить авиашколы и учебные центры. Сейчас они вынуждены использовать американские, канадские и итальянские машины. Для них вся инфраструктура есть. В том числе и тренажеры.
Только один учебный центр в Подмосковье, хотя он и считается самым крупным в стране, за пять лет выпустил больше 850 частных пилотов. Всего в России за месяц около 100 человек получают лицензию.
"Мы отучили несколько космонавтов. Они ребята не публичные, но после того, как совершали длительные космические полеты, приходили к нам. И получили лицензию частных пилотов", – поделился руководитель авиационного учебного центра Сергей Панченков.
Конечно, это не дает право работать в пассажирских авиакомпаниях. Но в небо человечество рвется вовсе не за этим. Самое главное, зачем люди идут в авиацию, чтобы можно было бы сказать – я умею летать.
А дальше задача государства – найти применение такому уже немалому количеству пилотов и энтузиастов. Тем более что частной лицензии вполне достаточно для облета и мониторинга бескрайних российских лесов и профессиональной аэрофотосъемки.
Малая и частная авиация способна дать работу и тем, кто по тем или иным причинам не может летать на больших самолетах. Кирилл Пшенецкий за лицензией пилота крошечной Cessna пришел из армии. За спиной больше двух тысяч часов налета на Ан-24, Ан-26, Ту-134.
"Переучиться на новый тип, и дальше уже… карьера, мечта. Все взаимосвязано", – сказал он.
В России система подготовки пилота намного объемнее, чем в любой другой стране. Поэтому переучиваться на новый тип машины не так уж и трудно. На Западе летчику вообще не обязательно знать физику и устройство своего самолета.
"На современной технике, наверное, возможны такие варианты, потому что, летая на Boeing, у нас предмета, как аэродинамика, не было. Теоретически возможно минимальное знание аэродинамики, там как построена система", – подчеркнул командир Ан-24 Роман Константинов.
Константин Парикожа, который смог посадить огромный Boeing с горящим двигателем и почти 400 пассажирами, уверен – глубокие знания профессии вообще основа безопасности.
"От себя бы сказал, это, конечно, помогает, особенно в критических ситуациях, когда нужно принимать решение в сжатое время, т. е. основываясь на знаниях физики, аэродинамики, т. е. какие-то уже скоропалительные решения, взвешенные применяются на основе фундаментальных знаний", – сказал он.
О безопасности говорил и президент. Владимир Путин на встрече с представителями отрасли рассказал историю из личного опыта.
"На вертолете летели, видимости никакой, а очень нужно было прибыть на место. Я говорю: "Давайте сядем". Командир вышел, я уже был президентом, и говорит: "Я командир судна, я принимаю решения, я не полечу". Развернулся и ушел", – вспомнил президент.
Для успешного и динамичного развития гражданской авиации в России есть всё.
Модернизация аэропортной и диспетчерской сети, создание и выпуск новых самолетов, развитие малой авиации – не просто отраслевые цели и задачи. Это мощный стимул для развития регионов. Именно сейчас, когда западные производители с российского рынка ушли, наступил, пожалуй, лучший момент для того, чтобы сделать небо ближе.