Найти тему
Краснодарские Известия

В Краснодаре в коммерческом общественном транспорте повысят стоимость проезда

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Тариф взят не с потолка

Новость стали активно обсуждать в соцсетях, после чего выяснилось, что еще несколько перевозчиков намерены поднять цены. Изменится стоимость и на пригородных направлениях: новая будет рассчитываться в зависимости от дальности поездки.

Президент Ассоциации «Союз транспортников Кубани» Иван Петров уверен, что до конца января абсолютно все частные предприятия поднимут планку. Скорее всего, цена на проезд также составит 40 рублей, потому что нельзя выйти из рамок допустимой и экономически обоснованной цены. Есть норма, по которой рассчитывается стоимость проезда, и, как правило, перевозчики ее не превышают. Если же взять тариф «с потолка», придется объясняться с налоговыми органами.

Что думают по этому поводу пассажиры, понятно. Никому не нравится, когда личный бюджет терпит непредвиденные расходы. А как такой новогодний «подарок» объясняют сами частные автопредприятия, мы узнали на брифинге, организованном специалистами городского департамента транспорта и дорожного хозяйства. Горячая тема привлекла немало экспертов, общественников и журналистов. В муниципальном конференц-зале яблоку негде было упасть.

Открыла брифинг и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара Галина Шешина. Она напомнила, что для перевозчиков, работающих на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам, предусмотрено право самостоятельно устанавливать тарифы, тем самым увеличивая размер платы за проезд. Согласовывать в администрации города это решение они не обязаны.

Комментарии перевозчиков и Ассоциации «Союз транспортников Кубани» не стали сюрпризом. Как обычно, повышение цен они объяснили инфляцией, ростом цен на запчасти и горюче-смазочные материалы, ростом зарплат, увеличением тарифов на полис ОСАГО и цен на тех-осмотр. А также установкой новых систем контроля транспортных средств, когда пришлось заменить систему «ГЛОНАСС» на «ЭРА-ГЛОНАСС», что повлекло за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Более 7 млн рублей стоит новый автобус

— Если сравнить цены на топливо, то за год, с декабря 2021-го по декабрь 2022 года, дизель подорожал на 10%, метан — на 5%. При этом в январе 2023-го солярка стоит уже не 54 руб., как в конце прошлого года, а 57 руб. Удорожание на запчасти составило от 20 до 30%. На некоторые запчасти — в 2 раза,— рассказал Иван Петров.

Кроме того, в 2022 году частные предприятия за свой счет или в лизинг закупили 55 новых автобусов. Ну, как новых… 45 из них не совсем новые, но все же значительно современнее тех, что бегали по краснодарским дорогам до этого. Кстати, цена одного совершенно нового автобуса со всеми цивилизованными фишками (кондиционерами, голосовым оповещением и табло) составляет более 7 млн рублей, чуть бэушного — около 5 млн, что тоже, в общем-то, немало.

Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Фото: пресс-служба администрации Краснодара

По словам президента Союза транспортников Кубани, на трудную жизнь перевозчиков также влияют пассажиры, которые расплачиваются за проезд безналично, то есть с помощью банковских карт:

— Комиссия оператора, который оказывает в городе услуги перевозчикам, составляет от 5 до 7%. Это существенная статья расходов.

Перевозчики согласны: рост цен на проезд — это непопулярная мера, причем не только для пассажиров, но и для самих транспортных предприятий. Действительно, кому хочется каждый раз выдерживать волну недовольства жителей и активных общественников. По мнению Союза транспортников, выход из положения есть — обособленные выделенные полосы.

— Как сдерживать тарифы? Сделать общественный транспорт более привлекательным. Важная мера — организация выделенных полос. Ведь сейчас, пока автобусы стоят в пробках, машина не глушится, но изнашивается и тратит топливо. Приходится чаще делать ТО, больше тратить на ремонт.

Если цена и качество не совпадают

Присутствующие на встрече общественники внимательно посмотрели слайды с обоснованием повышения тарифов на проезд. Однако они уверены: не все перевозчики имеют моральное право для повышения цен.

— Конечно, у нас есть добросовестные перевозчики, однако далеко не все. Вот сейчас нам рассказали, как тяжело живется транспортным предприятиям, а мы можем поведать, как тяжело живется пассажирам. Им приходится ездить в автобусах без кондиционеров и часто без графика. Но ведь в каждом транспорте должны быть удобства. Администрация разработала замечательное мобильное городское приложение по транспорту. Однако на большинстве маршрутов мы видим, что устройство либо отключено, либо не функционирует ГЛОНАСС, то есть наблюдаем регулярное нарушение графиков работы,— говорит руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук.

По ее мнению, решить проблему и кардинально улучшить качество работы общественного транспорта помогут транспортная реформа в Краснодаре и введение брутто-контрактов, которые будут компенсироваться из бюджета. Напомним, что документ планирования регулярных перевозок Краснодара был разработан и представлен в мэрии осенью 2022 года. Документ предполагает уже в 2026 году полностью перейти на регулируемый тариф. В таком случае администрация будет являться заказчиком услуги на пассажирские перевозки, а значит, сможет спрашивать по всей строгости за качество оказания услуги.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
— Сегодня очень важно, чтобы этот документ был реализован как можно скорее. И пусть на брутто-контракты заходят те перевозчики, которые заслужили это своей качественной работой.

И.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства поддержала это мнение.

— Это правда очень действенная мера. При системе брутто-контрактов перевозчики подпадают под жесткий контроль администрации. Нарушил — получил штраф, плохо отработал контракт — попал в реестр недобросовестных подрядчиков. При этом сегодня я понимаю перевозчиков. Конечно, транспортные предприятия у нас разные, однако потери сегодня несут все,— отметила Галина Шешина.

«До лета повышать точно не будем»

Существует устойчивое мнение, что вслед за повышением тарифов на проезд у частных предприятий через некоторое время «подтягиваются» и муниципальные. Однако это не совсем верное утверждение. К примеру, частные автоперевозчики Краснодара дважды повышали стоимость проезда в 2021 году, объясняя это большими финансовыми потерями в пандемийное время. При этом муниципальное трамвайно-троллейбусное управление повысило цены на проезд до 35 рублей лишь на следующий год — в июле 2022-го. И сегодня главный перевозчик города обещает держать цены.

— Пока мы будем анализировать экономическую ситуацию, просчитывать себестоимость провоза. Могу сказать однозначно: до лета тариф повышать точно не будем,— прокомментировал «Краснодарским известиям» директор КТТУ Александр Грачев.

…Что ж, повышение тарифов — это уже данность. Плохо ли это для нас, пассажиров? Безусловно. Автор этой статьи тоже каждый день проводит около двух часов в общественном транспорте. Однако мы уже привыкли к ежегодным повышениям тарифов на «коммуналку» и никто по этому поводу пресс-конференций не собирает. Особенно в сегодняшнее непростое время.

Материал подготовила Лилия Матонина

]]>