Эта история началась почти год назад. Один из двоюродных братьев Андрея в начале марта 2022 года попал с ранением в военный госпиталь нашего города. Двоюродных братьев у него три, и все они сегодня выполняют задачи в зоне СВО. Навещая родного человека, Андрей решил, что его помощь может пригодиться и другим ребятам.
Ребенок разбил копилку, чтобы помочь бойцам
- Конечно, по линии Минобороны их обеспечивают всем необходимым, в самом госпитале кормят-поят. Но есть ведь и какие-то обычные желания: кому-то зарядку для телефона, кому-то сигареты, а кому-то обувь или одежду. Пока бойцы лечатся, набираются сил, хочется их порадовать. Здесь ведь еда больничная, диетическая, как и положено в больницах. А ребятам после сухпайков хочется вкусненького. Фруктов побольше, мясного. Важно, чтобы они почувствовали себя как дома,- рассказывает волонтер.
Решено - сделано! Сначала Андрей Литвинов помогал самостоятельно. Затем об этом узнали его знакомые. Чтобы быть на связи, ребята создали группу в соцсетях и мессенджерах #СвоихНебросаем, на которые сначала подписалось около 30 человек. Дальше заработало сарафанное радио. Сегодня в группе Андрея более 1000 неравнодушных человек. Причем не только из Краснодара, а со всей России.
- На призыв помочь отзываются самые разные люди. Меня поразило, какие у нас дети хорошие. Были случаи, когда они отдавали свои личные сбережения, подарки на день рождения или Новый год. К нам присоединилась семья, в которой родители - воспитатель в детском саду и социальный работник. Материально они помогать не могут. Так вот их сын, которому всего 10 лет, разбил свою копилку, чтобы передать нам деньги. Я сначала категорично отказывался от такой жертвы, но ребенок настоял, сказал, что для него это очень важно. Это, конечно, дорогого стоит. Знаете, бывает, так устаешь от этой движухи, но тут же вспоминаешь: наши ребята там сильнее устают.
Кстати, случай с копилкой имел продолжение. Когда Андрей рассказал эту трогательную историю знакомым бойцам из Дагестана, они попросили связаться с этими людьми и сказали, что помогут семье, в которой воспитали настоящего патриота.
Страшно не когда ранят - страшно, когда погибают боевые товарищи
Услышав о группе #СвоихНебросаем, которая помогает военному госпиталю, мы, журналисты «КИ», захотели встретиться с волонтерами. Хочется выразить огромную благодарность Андрею Литвинову и руководству 419-го военного госпиталя Министерства обороны России за помощь с репортажем и в принципе, что допустили нас в святая святых. Наша газета стала первой и пока единственной среди СМИ, которая побывала там за время СВО.
Зайдя в лечебный корпус госпиталя, на первом этаже на стенах холла видим детские рисунки: трогательные, где-то наивные, но такие искренние. Это краснодарские школьники подготовили для бойцов подарки, чтобы поддержать их боевой дух.
А навстречу нам - те самые ребята, которые не спрятались, не испугались, ответили на вызов и вышли на защиту Родины. Некоторые здесь уже не в первый раз. Кто на костылях, кто с лангетами на руках, кто - с перебинтованной головой. Долго им лежать невмоготу. Они стараются побыстрее встать на ноги. И у всех, кто встретился нам в тот день, одно желание: вернуться туда, в зону соприкосновения, чтобы дальше бить врага. Кто-то может возразить мне: мол, говорю штампами. Да, возможно, высокопарно, только по-другому здесь не выразишься. У этих ребят разные судьбы, но одна цель.
- Какое у меня ранение? Осколочное, в ногу. Ну и так, по мелочам, еще зацепило. Как так случилось? Выполняли задачу по вытеснению противника. При обстреле механик-водитель погиб на месте, мне удалось спастись. Бывает ли мне страшно? Да, но не тогда, когда ранят. Это больно, но не страшно. Убьют - вообще не заметишь. Страшно, когда при тебе твои товарищи погибают, а ты ничего поделать с этим не можешь,- отвечает на мои вопросы Вячеслав, сидя в кресле-коляске.
Вячеслав - артиллерист, кадровый военный, наводчик-оператор БМП-2 (гусеничная боевая машина пехоты, башня которой вмещает двух человек, в том числе наводчика-оператора. - Прим. «КИ»).
- Врачи говорят, что выздоровлю, но буду хромать. А я все равно вернусь к своим ребятам. Даже если комиссуют, найду возможность туда приехать. Мы обязательно победим! Кто, если не мы?
«Просим врачей отпустить нас назад»
А вот Александр - доброволец, штурмовик. Таких здесь тоже немало. В госпитале он с осколочными ранениями в руку и спину, которые получил во время вывода боевой группы из-под обстрела противника. Александр с весны ждал повестку, а не дождавшись, осенью принял решение ехать добровольцем.
- Добрался до Луганска, записался там в военкомате, прошел подготовку на специальном полигоне. Инструкторы у нас были отличные. Я - командир мобильной штурмовой группы. Каждый день у врачей прошу, чтобы выписали. Мне обратно срочно нужно.
Навстречу нам идет казак в полевой кубанке. Ну, думаем, вот и земляка встретили. Оказывается, мы ошиблись. Сергей, хоть и казак, но с другого конца нашей большой страны - Дальнего Востока.
- У себя дома я - атаман Союза вольных казаков. Это моя вторая командировка. Первая случилась еще в 2014 году, когда я также поехал добровольцем помочь нашим братьям с Донбасса. Когда в 2016-м вернулся, начал работать со школьниками, организовал военно-патриотический спортивный клуб «Феникс», где сейчас занимаются порядка 500 ребят от 5 до 18 лет. Летом 2022 года я довел сезон детских лагерей своего клуба и снова отправился в командировку. А вместо себя оставил… жену. Пока я занят, она занимается делами детско-юношеского клуба. Так что моя вторая половина меня прекрасно понимает и поддерживает. Она и дети - мои единомышленники.
Когда отцы уходят вслед за своими детьми…
Кстати, семья Андрея Литвинова тоже его единомышленники. И, наверное, в таком деле без поддержки самых близких людей в принципе невозможно. Сыну героя нашего материала 14 лет, он часто помогает отцу в госпитале.
- Был как-то случай: мы с сыном зашли в одну из палат, чтобы пригласить ребят на концерт, которые часто организовываем для раненых. А один парень нам говорит, что не может пойти, потому что у него обе ноги загипсованы. Мол, как я пойду? На руках, что ли? И вот мой сын, который занимается акробатикой, прямо в палате устроил небольшое цирковое представление. На руках прошелся, повеселил ребят.
Концерты - это отдельная тема. По словам Андрея, сначала в госпитале организовывали досуг своими силами, а потом участие стали принимать и профессиональные музыканты.
- Сейчас к нам подключилось министерство культуры Краснодарского края. По количеству концертов наш госпиталь, наверное, в лидерах по Южному округу. У нас выступали Сосо Павлиашвили, Наталья Гулькина, краснодарка Маша Макарова (группа «Маша и медведи») и многие другие.
Андрей вспоминает, как на днях на концерт в госпиталь привезли игрушки из детского сада Тимашевска, которые малыши сделали своими руками. Когда прозвучала песня про семью, а затем воинам вручили подарки, один из мужчин прослезился. Оказалось, что он добровольцем пошел на СВО, потому что мобилизовали сына. Сейчас душа его рвется назад, туда, где продолжает служить сын…
Невозможно не вспомнить и про музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей - единственное в России подобное учебное заведение. Мальчишки и девчонки приехали и закатили в госпитале такой концерт! Пели, играли на музыкальных инструментах. Во время их выступления зал притих.
- Бойцы увидели, что даже тяжелое ранение - это не приговор. У этих детей такая сила духа, любовь к жизни, понимание ситуации. Просто нет слов,- говорят волонтеры.
Один из постоянных участников концертов для раненых бойцов - краснодарец Антон Гончаров со своей рок-группой «СпиналонгА», которая почти полностью состоит из динских ребят. В ноябре прошлого года он написал песню, которая посвящена нашим мобилизованным бойцам. Песня «Имена», или как ее еще зовут «300 тысяч моих друзей», сейчас звучит на Радио России.
Две Надежды Андрея Литвинова
Надежда Белик и Надежда Шкуринская присоединились к группе #СвоихНебросаем сразу же после ее создания. Теперь они практически живут в госпитале. Привозят сладости, чай, кофе, вещи, обувь. Разговаривают по душам. В их общем деле их тоже поддерживают мужья и дети.
- Еще в 2014 году мы объединились с девочками-активистками - отправляли гуманитарную помощь детям Донбасса. Когда в прошлом году узнала о группе, приехала в госпиталь с пакетами и столкнулась с Надей. Мы сразу нашли общий язык и с того дня уйти отсюда уже не смогли,- рассказывает Надежда Шкуринская.
- Хочу сказать, что открыла для себя много замечательных, добрых людей, которые помогают чем могут. Обо всех не напишешь и не расскажешь, но всем хочется сказать спасибо. В нашей группе есть люди, которые занимаются сбором различных вещей для солдат. Мы тоже участвуем, собираем деньги, чтобы закупать провизоры, печи. У нас есть девочки, которые по ночам пекут пирожки, плетут защитные сети, шьют спальные мешки, маскхалаты, сушат овощи,- говорит Надежда Белик.
Подключаются к помощи госпиталю и организации: где-то окна нужно заменить, закупить хирургические каталки, медицинское оборудование. Сейчас со стороны медицины все налажено, но самому зданию больше 80 лет, и, конечно, оно требует большого внимания.
- Помогает и Дума города Краснодара, ее председатель Вера Федоровна Галушко оказывает большую помощь в поддержке госпиталя. Организовывает ремонт отдельных помещений, замену окон и дверей. С ее помощью проводится огромная работа по капитальному ремонту госпиталя. Привлекает к участию в ремонте крупный частный бизнес города. Вот и ваша газета госпиталю помогает - вы привозили вентиляторы летом, одежду. Спасибо всем большое! Ведь хочется, что наши бойцы лечились в комфортных условиях,- отмечает Андрей.
По словам Надежды Белик, бойцы, которые выписываются, тоже потом поддерживают госпиталь. Не остаются в стороне. Держат связь с волонтерами и врачами.
- И, конечно, не можем не сказать о медиках, которые работают круглосуточно,- говорят волонтеры.
…Спрашиваю на прощание у Андрея Литвинова: «А если понадобится дополнительная помощь в зоне СВО, если вам придет повестка?» Не раздумывая ни секунды, мой собеседник отвечает: «Я еще весной сказал сыну: если придет повестка, ты за старшего».
]]>