Термин «прототипирование», или как его еще обозначают «отпечаток», «первообраз», следует расшифровать сразу. Таковым называют быструю, черновую реализацию изделия с целью получить анализ работы системы в целом. И здесь не стоит пугаться самого слова «черновой», поскольку речь идет не о каком-то подпольном, темном, а о совершенно легитимном производстве, описанию сути которого куда более подходит исходное однокоренное выражение «чертеж» - передача на бумаге по установленным правилам графического изображения.
На «Вяртсиле» применят именно такой подход, главенствующую роль в котором сыграли чертежи. Выполнили их инженеры подмосковного завода «АГВ», тщательно изучившие не только геометрические, физико-техническое параметры заменяемых в оборудовании импортных деталей, но и их характеристики, и даже состав металла оригинала. Речь идет о трех видах клапанов к газопоршневым агрегатам: обратного механического, электромагнитного форкамеры, а также главного газового. Все ранее (и до сей поры) эксплуатируемые запчасти – американского производства марки SOGAV компании WODWARD.
Стоит подчеркнуть, что перечисленные выше элементы являются основными узлами станции, и в ходе эксплуатации объекта подвергаются наибольшему износу, а значит и замене. Это если смотреть на процесс с технической точки зрения. А с политической? От факта обострения отношений с Западом никуда не деться, санкции и вызванные ими ограничения рано или поздно обозначили бы проблематику в системе замены комплектующих «Вяртсили». Они и поставили. Но, считают специалисты, не ребром. Потому как логичным итогом выхода из возникшей ситуации стало организованное ООО «Газпром трансгаз Сургут» взаимодействие с ведущими отечественными производителями комплектующих к поршневым компрессорам.
Как объясняет главный энергетик Общества Андрей Жеребцов, после соответствующих обмеров, изучения состава металла, из которого сделаны клапана, заводом «АГВ» были изготовлены опытные образцы заменяемых импортных частей. Каждое - по единице. Их дальнейшая перспектива – быть установленными на агрегат и пройти разработанную и согласованную головной компанией программу эксплуатационных испытаний. А в случае их успеха – стать достойным отечественным аналогом сложного механического оборудования ЭСН «Вяртсиля». Тем самым закрыть одну из серьезнейших ее проблем по комплектующим. Для понимания остроты вопроса: тот же механический клапан через определенные часы наработки требует проверки состояния его пружин. От них зависит надежность перекрытия газа золотником, а его пропуск чреват аварийным остановом агрегата.
Говоря ныне об импортозамещении «Вяртсили», следует вспомнить о самом первом опыте - проведенной на ней несколько лет назад апробации отечественных моторных масел. Ее результатом стала замена прописанного в инструкции по эксплуатации станции масла марки «Shell Mysella» на «Лукойл Эффорсе». Конечно, «просто так» переводить машины электростанции с импортной смазки на российскую никто бы не стал – сначала было получено разрешение производителя, потом составлена программа испытаний, выбрана в качестве образца одна из машин.
Результаты превзошли ожидания - расход масла на угар у «Лукойла» оказался меньше, чем у «Шелл», масло не вызывало дополнительного или повышенного нагарообразования, сохраняло свои эксплуатационные качества в разных режимах и условиях. Решение по переводу на отечественный аналог, как подчеркивают энергетики, оказалось своевременным, впоследствии опыт подобной замены был распространен и на другие ДВС.
Свое «ВАСО» всегда хорошо
Еще одним шагом к уходу от энергоимпорта в ООО «Газпром трансгаз Сургут» становится программа испытаний нового отечественного электродвигателя серии «ВАСО», разработанного щёкинским предприятием «Электронмаш». А придет он на смену электродвигателю созвучного с туляками тираспольского научно-производственного объединения «Электромаш». Да, во времена еще СССР, с его единой экономикой, в бывшей союзной республике была создана серьезная проектно-конструкторская база по разработке данных изделий. Но времена меняются, и сегодня уже наши, российские, разработчики готовы на деле показать, что не хуже молдавских.
Таким образом, двигатели линейки «ВАСО» в российском исполнении, применяемые в качестве электропривода на АВО газа, пройдут проверку на Пуртазовской промплощадке, где на всех четырех цехах установлены еще молдавские электродвигатели, Эксплуатационные испытания коснутся пока еще редкого в плане освоения российскими заводами двигателя серии ВАСО 4-13-12 мощностью 13 кВт. От завода получен образец для проведения эксплуатационных испытаний.
«Почему мы выходим на испытания изделия не летом, а зимой, - объясняет Жеребцов - потому что этот период представляет интерес в первую очередь. Он считается наиболее тяжелым режимом в работе электроприводов, учитывая их эксплуатацию на открытом воздухе. Работу агрегата под нагрузкой, воздействие низких температур на его узлы и сам металл, смазку – все это лучше проверять в условиях типичных для нашего края холодов. После зимы двигателю будет брошен еще один вызов, связанный с переходом в весенний перепад температур, с характерными ему влагой и конденсатообразованием. Это станет вторым этапом проверки изделия на герметичность и рабочее поведение. Наконец, летом он столкнется с сопровождаемой от испарений болот высокой влажностью и северной жарой. После двигатель разберем, осмотрим его детали, узлы и подготовим заключение в ПАО «Газпром».
Не «ЧЭТА» импорту
Говоря о крупных программах испытаний 2023 года, проводимых под эгидой ПАО, никак не обойти вниманием тему самой аппаратуры. Бытует мнение, что иностранцы нас в части ее технологичности опередили на несколько шагов. И в той же электрике тягаться с такими грандами как те же Shneider, Siemens бесполезно.
Отметим: есть у нас на производстве оборудование и того и другого производителя. Например, низковольтные коммутационные аппараты, в просторечье – «автоматы». Эти устройства предназначены для приема и распределения электрической энергии при напряжении менее 1000 В. В энергетике они как приборы к столу – вещь расходная, но нужная, без которой не обойтись. А потребность в коммутационных аппаратах очень высока в целом по стране, ведь применяют их везде – как в жилищном секторе, так и в промышленном.
Так вот, возвращаясь к вопросу Shneider и Siemens, да, они хороши (и дороги), но незаменимы ли? Курс, взятый Газпромом на замещение всего импортного, и само время, которое старит оборудование, так или иначе, сделали бы свое дело. То есть, поставили вопрос эффективной замены импорта на российское. Сургутские газовики выполнение этой задачи опередили, инициировав на своей базе программу эксплуатационных испытаний ПАО «Газпром» по низковольтной аппаратуре. Цель таких действий – поспособствовать выведению на рынок новых игроков, которых чем будет больше, тем лучше. А главное – поспособствовать снижению цен, развитию конкурентной среды и качества в сегменте.
А что представляет собой сегмент коммутационных устройств? Выпускаются они в Ульяновске, в Курске, собирается завоевывать рынок и чебоксарский завод «Чэта» (к слову, ведущий поставщик электротехнического оборудования в проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»). Продукция этой инжиниринговой компании применяется и в «Газпром трансгаз Сургуте». В 2022 году завод разработал и приступил к выпуску коммутационных аппаратов на класс напряжения 0,4 кВ и номинальный ток до 4 500 А. В ПАО «Газпром» такие аппараты нигде еще не используются, и соответственно не проходили эксплуатационных испытаний. Такие испытания впервые пройдут на базе Сургута в 2023 году.
Планируется проверить в действии аппаратуру от 250 до 1600 ампер, рассказывает главный энергетик ООО «Газпром трансгаз Сургут» Андрей Жеребцов. Определены присоединения, на которых будут установлены эти важные компоненты электроснабжения. Так, эффективность работы воздушных выключателей 0,4 кВ на номинальный ток 1600А испытают на АВО газа КС-11. ВЛА «Чэта» серии TS 630А пройдут проверку на комплектной трансформаторной подстанции жилого поселка КС-2. Там же, проверят работоспособность воздушных выключателей серии TS 400А, а на АБК - TS 250А.
Что для производителей, что для нас такие испытания окажутся нужны и важны, открывая новое окно возможностей в тех условиях, в которых мы оказались с недавнего времени.
Кстати
Сергей Сергеюк, заместитель главного конструктора ООО «ЧЭТА»:
- Что подтолкнуло наш завод к разработке собственного автоматического низковольтного выключателя? В первую очередь небольшая конкурентная среда. Производителей такого оборудования в стране пока мало, мы хотим стать первыми. С этой идеей и вышли на рынок - создать на базе всех известных выключателей, в частности корейского, свой бренд с последующей доработкой и производством. Для чего у компании есть все, в первую очередь сами мощности. Востребованность нашей разработки покажет время, но мы готовы ко всему и будем вплотную работать с эксплуатацией.