Найти тему

НЕ ХОЧУ БЫТЬ ВОЛЬНОЮ ЦАРИЦЕЙ…



История должна заставлять учиться на ошибках других, однако, как показывает практика, сколько не обучай и не приводи характерных примеров – все это остается пустым пшиком. Максимум – занимательными повествованиями из далекого прошлого.
Тем не менее, поучительных примеров в минувшем хоть отбавляй – особенно это касается армии, так как во все времена и во всех странах она играла едва ли не основную роль. Однако, как только эта роль (т.е. прямая защита Отечества) становилась армии не свойственной, начинались внутренние проблемы и (как результат) гибель страны.
После падения Византийской империи в 1453 г. и до конца XVI века османские турки обладали одной из самых действенных армий в мире, на суше и на море. Они завоевали Египет, господствовали в Средиземноморье и проводили военные кампании против католической империи Габсбургов на одной границе и против персидских Сефевидов на другой.
В XVI и XVII веках исламские империи – османских турок на территории Европы и Азии, Сефевидов в Персии и Великих Моголов в Индии – были наиболее динамично развивающимися державами. Их стиль ведения боя характеризовался сочетанием традиционной агрессивности и подвижности азиатской конницы с использованием последних пороховых технологий.

****

Османы обладали отменной бюрократической организацией, необходимой для создания регулярной армии и, кроме того, им удалось воскресить феодальную конницу из землевладельцев. Но, главное – их армия славилась своим тренированным элитным подразделением, янычарами (тур. yeniçeri - «новое войско»), которые были вооружены огнестрельным оружием и они же были частью полков капыкулу, составляя личную гвардию султана.
Но в османской армии доминировала конница (тяжелая – сипахи и иррегулярная легкая – акынджи), а артиллерия представляла собой внушительную силу. Не меньшим достижением османов было создание мощного флота.
Янычарская пехота была создана турецким султаном Мурадом I в 1365 году.

-2

Комплектовалось войско из юношей-христиан 8-16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, которые воспитывались в строгих исламских традициях. Набор детей в янычары (девширме - налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Османские власти, набирая войско из рабов, вместе с тем решали и внутриполитическую задачу, создав мощный противовес влиянию поместного войска.
До конца XVI века европейцы относились к армиям исламских стран с величайшим уважением. Однако после сокрушительного поражения в морской битве при Лепанто в 1571 г. османы не смогли восстановить лидирующие позиции на море. К концу XVII века глобальный упадок военной мощи Османской империи стал очевиден – она переживала ослабление политических и социальных структур, и все сильнее уступала Европе в области технических достижений и организации. Характерно, что янычары, которыми некогда восхищались, стали наиболее слабым местом в армии османов, поскольку часто начали вмешиваться в политику и плести интриги.

-3


К началу XVII века корпус янычаров утратил военное значение и перестал быть элитным родом войск. Многие янычары уже не являлись профессиональными воинами, - они стали заниматься торговлей и ремеслом, обзавелись семьями. Корпус в целом занимался вымоганием денег у государства и вмешивался в политику, способствуя упадку Османской империи - в результате янычарских бунтов были свергнуты или убиты несколько Османских падишахов. В 1-й трети XIX века ненависть к янычарам распространилась по всей империи.
В 1826 году султан Махмуд II ликвидировал корпус янычар, создав для замены им в качестве охраны новый корпус - «Победоносную армию Мухаммеда» (тур. Asakir-i Mansure-i Muhammediye).

****

В другой крупнейшей, Российской, (и также) империи, произошла похожая история (т.е. с точно таким же итогом). Первоначально созданная как потешные войска молодого царя Петра, для воспитания солдат «армии нового строя», русская лейб-гвардия уже спустя 30 лет после своего возникновения обозначала себя уже как политическую силу. К концу XVIII века гвардия из «просто элитных войск» (частей привилегированного положения и близости к императору) превратилась в мощнейшую замкнутую группировку, которая могла возводить на престол и свергать с него правителей на свое усмотрение, абсолютно наплевав на всякие присяги и прочие условности. Так, генеральной силой переворота, приведшего к власти Елизавету I, являлась гренадерская рота Лейб-гвардии Преображенского полка, Екатерину II - Измайловский и Семеновский полки, а большинство участников заговора, закончившегося убийством Павла I, были гвардейскими офицерами (в частности, в заговоре участвовали командиры Семеновского, Кавалергардского и Преображенского полков).

-4


В СССР также были сформированы привилегированные силовые структуры, которые брали на себя больше, чем положено. Таковым, например, являлся Народный комиссариат внутренних дел СССР - центральный орган государственного управления по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка и (главное!) по обеспечению государственной безопасности. В 30-е годы НКВД считался дюжим антиподом главной силовой конструкции общества, армии. Памятуя о многочисленных примерах из истории (например, переворот 18 брюмера, отречение Николая II), чекисты ставили, в частности, своей задачей не допустить прихода военных к власти (нечего плодить Наполеонов).

-5


С середины 50-х годов некогда грозный «монстр», которого первоначально низвели до уровня ведомства при Правительстве СССР (правда, которого Первому секретарю Никите Сергеевичу Хрущеву так и не удалось до конца «разлампасить»), стал постепенно наращивать обороты и с приходом к руководству КГБ Ю.В. Андропова стал одним из трех столпов власти, постоянно конкурировавших между собой за «кусок пирога» (армия, КГБ, МВД).
После развала Советского Союза процесс дробления насильственных элитных структур пошел с новой силой – и в качестве «противовесов» друг другу появились прежде невиданные ФСБ, ФСО, СВР (все – выходцы из прежнего КГБ), а также СК, Росгвардия, Прокуратура.
В общем, как показывает мировая и российская история, «лучшие из лучших» (или элитнейшие из элитных) рано или поздно приходят к осознанию, что их недооценивают, и они заслуживают еще большего (чем просто «очень много»). Об этом очень хорошо написал в свое время «наше все», Александр Сергеевич Пушкин –
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою