Найти тему

Как армия Александра Македонского покоряла море на "каное"

В 80‑е годы XX века Археологический музей в Бургасе публикует сенсационную новость: в акватории Бургасского залива обнаружена полностью сохранившаяся лодка первого тысячелетия до нашей эры! Судно представляет собой небольшой деревянный челнок, похожий на каноэ.
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги "Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого".

Болгарские тайны 2. От Ахилла до Льва Толстого. Глава 9. Андрей Кудин

Удивительные находки в водах Болгарии

30 лет спустя на дне около Масляного мыса рядом с городом Приморско были найдены четыре долбленые лодки того же типа. Небольшие суда длиной 2,6 м и шириной 70 см были сделаны из дуба и смогли сохраниться благодаря отсутствию на глубине кислорода (и, соответственно, окисления древесины).

Между Созополем и Приморско около мыса Маслен Нос рыбаки обнаружили лодку первого тысячелетия до н. э.
Между Созополем и Приморско около мыса Маслен Нос рыбаки обнаружили лодку первого тысячелетия до н. э.

Изготовленные из цельного ствола дерева лодки, найденные в Черном море, также были типичным подобием нынешних спортивных каноэ.

Неужели именно они составляли основу непобедимых флотов древности? Обратимся к летописям.

Как перевезти конницу на лодках?

Вот как греческий летописец Флавий Арриан описывает поход Александра Македонского: «Александр на лодках-однодеревках перебросил к северу от Дуная около 1500 конных и около 4000 пехотинцев, с которыми напал на обороняющие побережье реки греческие войска».

Уникальную лодку-однодеревку можно увидеть в музее Созополя и в Национальном историческом музее в Софии
Уникальную лодку-однодеревку можно увидеть в музее Созополя и в Национальном историческом музее в Софии

Возникает законный вопрос: как перебросить конницу и солдат на маленьких неустойчивых каноэ через бурную широкую реку?

"Моно" означает "один", а "ксила" - "дерево"

В хрониках древних авторов часто встречается термин «моноксила». На греческом языке «моно» означает «один», а «ксила» — «дерево», т.е. в буквальном переводе получается «однодеревка». Иначе говоря, судно, выдолбленное из одного цельного дерева. И так как они были найдены археологами, главным образом, в озерах, на болотах и тихих морских заливах, никто не сомневался, что речь идет именно об однодеревках.

В хрониках, однако, встречаются удивительные вещи, описанные Флавием Аррианом, где говорится о морских походах Александра Македонского на подобных лодках-однодеревках.

Нечто похожее упоминается и в хронике о нападении на острова Эгейского архипелага. Они были захвачены славянским вождем Акамиром, который «загрузил суда (однодеревные) большим количеством добычи и, больше всего, мебелью и рабами».

А в VII веке н.э. при осаде Салоник славяне даже устанавливали на свои «моноксилы» огромные катапульты! Представляете себе огромное тяжелое сооружение на маленькой деревянной лодке?

Как же все это умещалось в маленьких лодках-однодеревках?

Стоит учесть, что однодеревки, сделанные даже из больших деревьев, не имеют киля и легко переворачиваются при волнении в два-три балла в море. Они сильно накреняются и при малейших движениях экипажа…

На такие одномачтовые корабли славяне устанавливали свои катапульты при осаде Салоник в VII веке н. э.
На такие одномачтовые корабли славяне устанавливали свои катапульты при осаде Салоник в VII веке н. э.

Особенно странными являются сведения о подобных лодках, использованных в походах Болгарского ханства против славян Среднего Подунавья, поддерживаемых империей франков (829—831). Болгары загрузили свою Дунайскую флотилию «моноксил» (однодеревок) двумя конными армиями (!). Они вышли по Дунаю и через реки Драва и Тиса проникли в тыл собранной на границе франкской армии, нанесли внезапный удар и уничтожили ее. Как они перевезли лошадей на маленьких однодеревках?

Есть достаточно много хроник, которые описывают флотилию однодеревок в самом современном для той эпохи флоте — византийском. В середине VII века этот флот предпринял поход против арабов в Египте. Он был составлен из многочисленных драккаров (вид боевых кораблей), нескольких сотен хеландий и... сотен моноксил. Это все равно, если б современный боевой флот какой-то из стран на треть состоял... из гидроциклов! Очевидно полное несоответствие между общепринятым понятием лодки-однодеревки и ее функциями, описанными в исторических хрониках.

Языкознание в помощь историии

Возможный ответ на интересующий нас вопрос можно найти на южном побережье болгарского Черноморья. Например, если пройтись по болгарским портам Ахтополь, Царево, Созополь в начале рыболовецкого сезона, можно увидеть, как рыбаки готовят свои суда для выхода в море. Здесь следует отметить, что местная морская терминология является невероятной смесью болгарского, греческого и итальянского языков. Капитаны командуют поднять мачты (они складные и снимаются в порту): «Поднять ксилу!»

Мы уже пояснили, что «ксила» в переводе с греческого означает «дерево». На итальянском оно также означает дерево. Древние моряки были не очень романтичны. И современные рыбаки также называют мачты просто «деревом». Стоп-стоп! А что, если «моноксила» означало не лодку-однодеревку, а одномачтовое судно?

В древности таких точно было порядка 70—80 процентов всего флота кораблей. И их водоизмещение позволяло загружать и катапульты, и коней, и другие тяжелые грузы.

Если принять наше предположение, сразу становится понятно, как Александр Македонский перевез свою многотысячную армию вместе с конницей на однодеревках и почему у византийцев была целая флотилия однодеревок, на которых они предприняли поход в Египет, не рискуя перевернуться еще на выходе из Босфора.

Конечно, пока это только версия, объясняющая тайну «однодеревок» на болгарском побережье Черного моря. Последнее слово тут, как водится, за учеными-историками.

Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:
►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни

►Мой YouTube канал Путешествия, страны и города

ВКонтакте

►Telegram

►Одноклассники

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги