1. Особенности
В интернете и на форумах есть достаточно много информации по устройству, обслуживанию и ремонту вариаторов, но большая часть людей не рассматривают систему в комплексе, обходя стороной специфичные моменты, касающиеся конкретного автомобиля. Сегодня речь пойдёт об охлаждении вариатора Додж Калибр, источниках утечек масла из системы, особенностях дорестайлинговых и обновлённых версий автомобиля, скрытых повреждениях и возможных последствиях если их своевременно не устранить. Все данные касаются стандартных заводских комплектаций поэтому машины с неясной историей лучше лишний раз диагностировать перед приобретением запчастей: после аварий или поломок многие машины восстанавливаются тем, что оказалось под рукой.
2. Маслоохладитель вариатора
Маслоохладитель вариатора – удел дорестайлинговых Додж Калибр. Находится он точно под аккумуляторной площадкой.
Маслоохладитель вариатора по сути алюминиевая колба, которая в зависимости от комплектации содержит либо один, либо два контура с рабочими жидкостями. В львиной доле случаев маслоохладитель двухконтурный, совмещает в себе контуры антифриза и рабочей жидкости вариатора.
На фотографии ниже контуры, направленные влево, сделаны со специальными выступами: на них защёлкиваются масляные трубки, связывающие маслоохладитель с радиатором, а само место соединения прикрывается специальной пластиковой защитой, выполняющей роль дополнительного фиксатора. Трубки под антифриз смотрят на нас, их края сделаны иначе: на них надеваются резиновые шланги системы охлаждения, которые фиксируются пружинным зажимом.
Контур с рабочей жидкостью вариатора – сквозной, на фотографии это очень хорошо видно, контур антифриза – закольцован внутри охладителя и не смешивается с маслом. Такая конструкция раскрывается во всю силу зимой: при запуске двигателя антифриз ходит по малому кругу, достаточно быстро разогреваясь (оба термостата закрыты), при этом часть своего тепла через маслоохладитель передаёт рабочей жидкости вариатора, тем самым максимально быстро выводя его в рабочий температурный режим.
В ряде случаев у машин, предназначенных для стран с умеренным климатом, у маслоохладителя нет контура антифриза, но на российских просторах таких автомобилей достаточно мало. Что касается рестайлинговых Додж Калибр, конструкторы отошли от первоначальной схемы и напрямую пустили трубки на радиатор, изменив систему соединения их с вариатором.
3. Трубки маслоохладителя
Масляные трубки охладителя вариатора в дорестайлинговых версиях Додж Калибр с одной стороны оснащены зажимом, который защёлкивается на охладителе, а со другой – резьбой, которая фиксирует их в… Радиаторе? Как ни странно, сначала в алюминиевом двойнике, из которого выходят ещё две жёсткие трубки, которые уже и приходят на радиатор. Чем обусловлена такая конструкция и зачем нужен промежуточный двойник остаётся загадкой. Сами трубки перепутать тяжело: они разной длины, форму и концы впускной и выпускной трубок окрашены в разные цвета, чёрный и белый. Если присмотреться к фотографии самого маслоохладителя, то видно, что пластиковые защиты-фиксаторы также отличаются цветом, так что перепутать их при установке практически невозможно.
Как показывает статистика, собранная на сотнях Додж Калибр, спустя 5-7 лет после выпуска автомобиля трубки начинают течь, причём подводит не резина, а места заводской завальцовки.
При этом нельзя предсказать какая именно трубка потечёт, бывает что и обе, но слабое место у них именно заводская завальцовка: все попытки поджать её плоскогубцами в гараже либо усиливают течь, либо не дают видимого результата. Попытка поставить на хомутах другой шланг могут служить временной мерой: в системе достаточно высокие давление и температура, и такая мера оправдана только если нужно доехать до сервиса или дождаться шланги (в наличии они большая редкость). Рассоединение стыка в движении приводит к крайне быстрой потере масла, переходу вариатора в аварийный режим и как максимум – дорогостоящему ремонту. Эвакуатор уж точно гарантирован. На рестайлинговых Додж Калибр течь трубок скорее большое исключение, может ещё время не подошло, а на дорестайлинговых автомобилях, особенно с большим пробегом и без гаражного хранения, как минимум треть владельцев с ней сталкиваются.
Затраты времени, список необходимых запчастей и расходных материалов чтобы поменять трубки маслоохладителя вариатора Додж Калибр доступны в разделе «Услуги».
4. Скрытые повреждения
Скрытые повреждения – бич любого автомобиля. Источниками служат либо ДТП, либо кривые руки горе-мастеров, именно поэтому при покупке автомобиля нужно очень внимательно осматривать контуры от вариатора до радиатора. Расскажу о двух машинах, по одной на каждую из причин.
Анна купила автомобиль после ДТП. Естественно продавец скрыл, что машина была сделана похабно и многие узлы оставили как есть, в том числе и маслоохладитель.
Сколько так ездил Калибр до Анны толком не известно, но во время первого посещения диагностика выявила отсутствие двух литров масла в вариаторе и загнутые контуры охладителя. Естественно вариатор работал в нештатном режиме и масло перегревалось, да и нагрузка на ремень была увеличенной, поэтому решили поменять рабочую жидкость вариатора. Сняли поддон, нашли много стружки, но не так чтобы действительно критично. После замены фильтров, прокладок и масла машина действительно поехала лучше, исчезли проблем с дёрганием вариатора и его перегревом, но в скором времени всё же произошёл обрыв ремня. Причиной тому было масляное голодание и практически полно схлопывание всех контуров (на фотографии очень хорошо это видно). В итоге ремонт вариатора с гарантией обошёлся в 100 тысяч рублей.
Диана же сама попала в ДТП и решила восстановить машину в сервисе у знакомых. О том, что и как её сделали, можно написать отдельную статью, но коснусь только системы охлаждения вариатора. Для начала радиатор поставили вверх ногами: трубки от маслоохладителя должны заходить на радиатор слева сверху, а по факту ответные части оказались слева снизу. Чтобы как-то соединить между собой вариатор и радиатор трубки тупо загнули. Именно тупо.
Как следствие машина перестала ехать. Нет, она-то ехала, но рывками, в аварийном режиме и быстро перегреваясь. Диана заметила это сразу и через несколько дней была уже у нас. Как ни печально, но ситуация не редкая.
Чтобы был понятен весь масштаб кривизны рук мастеров достаточно одного кадра. На нём, кстати, рестайлинговые трубки, с изменённым типом крепления и приходящие сразу на радиатор, без промежуточного двойника.
Когда будете в следующий раз открывать капот своего верного Калибра, не поленитесь заглянуть между радиатором и аккумулятором: если заметите влажные следы на трубках, вы знаете где искать виновника, при этом под машиной пятен не будет по одной простой причине – практически всё масло из трубок сочится на жгут проводки, особенно на 22-пиновый разъём вариатора. Это приводит к накоплению грязи и влаги, что в обозримом будущем чревато замыканием контуров управления вариатором, ремонтом проводки или заменой разъёма, а также потенциальными проблемами с таким важным узлом как вариатор. Будьте бдительны.
Для каких машин подходит?
- Dodge Caliber
- Jeep Compass
- Jeep Liberty
- Jeep Patriot
- Mitsubishi Lancer X
- Mitsubishi Outlander XL
- Mitsubishi ASX
- Nissan Qashqai/Qashqai+2
- Nissan Teana
- Nissan X-trail