Взрослые люди часто носят в себе не пережитые детские травмы, которые образует пустоту – «дыру» в душе. А если травматических событий было не одно, а несколько? А если вся жизнь ребенка – сплошное травматическое событие?
Джудит Герман, автор книги “Травма и исцеление”, предлагает трехэтапную модель исцеления, которая включает в себя:
- Создание безопасности.
- Реконструирование истории травмы – вспоминание и оплакивание.
- Восстановление связей между пострадавшим и сообществом.
В статье рассматривается пример работы с клиенткой на третьем этапе исцеления. В работе использована метафора с применением пластилина и различных «подручных средств».
На принятие того, что жизнь в условиях опасности ЗАКОНЧЕНА, и нужно адаптироваться к новой жизни иногда требуется очень много времени. Работа с метафорой облегчает и ускоряет этот процесс.
Пример из практики.
От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено.
Клиентка – молодая девушка, назовем ее Яна. То, что происходило в ее родительской семье, напоминало стихийное бедствие, которое невозможно контролировать.
Яна была не только постоянным свидетелем серьезных конфликтов между родителями, но и сексуальным объектом для удовлетворения отца. Как это часто бывает, мать ничего не замечала. Или делала вид, что не замечает.
Яна чувствовала себя так, как будто находится в эпицентре урагана. Сейчас девушка живет отдельно от родителей, самостоятельной жизнью.
Яна находится на третьем этапе исцеления, в процессе восстановления, а точнее, установления новых, здоровых связей с обществом.
«Ураган ЗАКОНЧИЛСЯ», при этом, все вокруг разрушено. Яна чувствует себя опустошенной, никому не нужной, как будто она одна во враждебном мире.
Предлагаю девушке создать свой мир после урагана из «подручных средств».
Яна использует пластилин, небольшие игрушки, а также уже имеющихся – вылепленные раннее пластилиновые фигуры.
Почти обнаженная, «лежащая на земле» кукла - сама Яна. Ее белые волосы, как будто поседевшие от переживаний. Окружающий мир – полная разруха и хаос. Это вырванные с корнем цветы, развороченная земля, от дерева остался один пенек. Сюда Яну принесло ветром, ее дом разрушен. Девушку сильно помотало, болит все тело, особенно ноги и шея. Летела, сгруппировавшись, сжав голову в плечи.
Первый персонаж, которого замечает Яна – волк. Волк – хищник. Он может съесть девушку. К тому же, это голодный волк, тоже переживший ураган.
- Я смотрю на волка, и боюсь. И вдруг вижу, что волк тоже боится.
Когда долго смотришь волку – СТРАХУ в глаза, страх трансформируется в принятие.
Яна бессознательно знает о присутствии волка - внутреннего хищника, узнаёт его при встрече. Она даже знает, как себя вести с этой частью своей личности.
Волк заметил то, что девушка его принимает, решил позаботиться о ней. Он поделился с ней куском сырого мяса. Голодная девушка приняла его дар, она ела мясо, напитываясь силой.
- Мы с волком едим одну пищу. И становимся близки через это.
Девушка ест сырое мясо, подобно зверю, принимая и трансформируя при этом свою животную природу и агрессию.
После еды у нее появляются силы, она может сесть. Волк уходит.
Восстановление связи с отщепленными и спроецированными частями «Я» - одна из основных задач терапии. Нормально, когда человек, пережившие травму, испытывает злость разной интенсивности, вплоть до гнева и ярости.
Вокруг Яны собираются животные: лошадь, зайчик, цыпленок и кот.
Яна встает, находит ткань. чтобы прикрыть грудь. Она объясняет это действие желанием позаботиться о «самой чувствительной» части тела. И тем, что она хочет «свою семью», и в будущем ей предстоит «кормить ребенка грудью».
Затем девушка предлагает животным, которые подошли к ней, вместе искать людей. Ее предложение принимает только кот. Кот – домашнее животное, он не выживет один в «мире после урагана». Не смотря на пострадавшие лапы, кот принимает решение идти вместе с девушкой. Они идут вдвоем, прихватив с собой мясо.
При гармоничных отношениях в семье – это мать или другая более опытная женщина, которой девушка доверяет. Но, в истории Яны – это кот с поврежденными лапами.
В сказочных историях кот часто сопровождает героя на пути его взросления. Это – главный помощник и друг. Прежде всего, вспоминается Кот в сапогах. Но, герой, которого кот сопровождал – мужчина. И у кота был мощный ресурс в виде сапог. Обувь, в частности, сапоги, имеет множество символических значений. Прежде всего, она облегчает передвижение, создает удобство и устойчивость. Помощник Яны двигается с трудом, возможно, что это символизирует и ее сложности в процессе взросления. К тому же, девушку сопровождает мужской персонаж – кот. Скорее всего, пока в ней преобладают мужские энергии.
Наши герои, путешествуя, входят в лес. В древности, лес был местом проведения инициаций – испытаний, которые необходимо пройти, чтобы подтвердить свое взросление.
В лесу путешественники встречают замечательных, заботливых гномов. Гномы предлагают девушке и ее спутнику – коту жилище и безопасность, все необходимое для жизни. Сюжет напоминает известную сказку «Белоснежка и семь гномов».
- Если бы я не знала, кто такие гномы, как бы ты объяснила мне это?
- Это лесные люди, они, как дети. Я думаю, что они бесполые. Я чувствую себя с ними подростком, когда уже есть понимание, что люди – это мужчины и женщины. Но, трудно понять, как вести себя представителям разных полов. Как будто с гномами я учусь общечеловеческим навыкам взаимодействия.
Один из гномов жарит для девушки мясо на сковороде. Он как будто помогает Яне трансформировать ее агрессивные импульсы, сделать их более пригодными для использования.
Некоторое время Яна провела с гномами, в их доме, затем решила продолжить свой путь, чтобы найти людей. С осознанием своей привлекательности она может двигаться дальше – продолжать процесс взросления.
Кот выбрал остаться с гномами.
- Кот не может заменить мне мужчину. С гномами ему лучше. Кот думает о себе. Я благодарю его за то, что он был рядом.
Гномы дали девушке запас еды, и она двинулась в путь.
У травмированного в детстве человека не находится взрослого, который бы принял и разделил чувства маленького ребенка, защитил его. В процессе выхода из травмы и реабилитации, роль такого взрослого принадлежит психологу. В процессе терапии, формируются навыки самостоятельной поддержки, человек учится выполнять родительские функции по отношению к самому себе – быть заботливым родителем для своего Внутреннего ребенка.