«Вий» – первый советский «ужастик», который транслировали даже в США! Правда если сравнить «устрашающие спецэффекты» тех лет с современными, становится смешно, так как их, конечно же, попросту не было. Но желание отснять хоррор было, а потому создатели «Вия» изворачивались как могли. Однако в конце концов сам главный монстр ленты не вызывает у зрителя какого-то ужаса... Скорее – он выглядит очень даже забавно.
Впрочем, с фильмом этим связана довольно любопытная история. Над ним трудилось сразу несколько режиссёров, и поначалу классику Гоголя планировали насытить «пикантными» нотками – снять своего рода первый откровенный фильм в истории СССР! Но Иван Пырьев, которому и пришла в голову идея экранизировать знаменитую гоголевскую повесть, не позволил этому случиться...
Молодёжь экспериментирует
Пырьев был очарован идеей экранизировать повесть Гоголя, но занятость не позволяла заниматься этим самостоятельно. И тогда кинорежиссёр обратился за помощью к совсем ещё молодым коллегам по цеху – Константину Ершову и Георгию Кропачёву. В силу своего возраста и, соответственного, иного взгляда на классику, начинающие режиссёры начали упорно отыскивать в повести намёки на... нечто «пикантное».
И нашли – момент полёта ведьмы на Хоме показался им очень даже подходящим для того, чтобы обыграть его и сделать нечто, выходящее за рамки советского кинематографа.
Меньше одежды, больше чувственности – именно под таким девизом велись съёмки «Вия». Были там и пляски, и русалки в своём «натуральном» виде... Кто знает, что из этого вышло бы, но увидев отснятый материал Пырьев был обескуражен. Он тут же оборвал Ершова и Кропачёва в их смелых фантазиях, вернул их на землю (а вернее в реалии Советского Союза), и заявил: снимать нужно исключительно в жанре ужаса, без лишних интерпретаций. Начинающие режиссёры пытались уломать Пырьева, мол, так лучше будет. Но Иван Александрович был непреклонен...
Корни деревьев и ёлочные игрушки вместо глаз – как изготавливали главного монстра
Вскоре к процессу съёмок подключили Александра Птушко, известного своими работами «Руслан и Людмила» и «Садко» (и другими). Его стиль показался Пырьеву очень подходящим для того, чтобы превратить «Вий» в своего рода жуткую сказку, но с пикантным намёком. Упор делали на зрелищность.
Грянули большие перемены: Панночку, которую до этого играла Завьялова, заменили Натальей Варлей, а всяких чудищ, которые должны были олицетворять различных животных (планировалось изготовить маски лошадей, свиней и так далее), заменили на вурдалаков, карликов и всё в таком духе. Однако больше всего пришлось попотеть над самым главным чудовищем – над Вием.
Вия хотели сделать реально страшным – главный персонаж, как ни как. Но получилось не совсем так... Хотя над костюмом работали действительно долго и упорно: в ход шло всё – от ваты и гипса до настоящих корней деревьев и ёлочных игрушек, которые служили монстру глазами.
Костюм получился тяжёлым, а потому надеть его рискнули только на атлета – силового акробата Николая Степанова. Создатели хотели, чтобы их Вий наводил на зрителей ужас, однако когда чудище появлялось в кадре многие напротив – улыбались. Настолько забавно всё это выглядело.
Большие риски Натальи Варлей
А вот о полётах Натальи Варлей, вернее его героини Панночки, забавными назвать нельзя. Всё потому что они были очень рискованными...
Для съёмок фильма подготовили сразу 3 разных гроба, один из которых требовал очень сложной технической конструкции. Ведь он должен был выдержать ещё и актрису во время полёта! А полёт, стоит отметить, проходил на большой высоте. И без казусов не обошлось: во время съёмок страховочный ремень оборвался, и Варлей упала. К счастью – Леонид Куравлёв успел виртуозно поймать девушку, и трагедии удалось избежать.
Рекомендуем также:
Подпишись и смотри вместе с нами через черные очки!)