Как мы любили говорить в детстве: "Картина Репина "Приплыли" (кстати, Репину она не принадлежит, автор - сумской художник Соловьев). Музей "Метрополитан" в Нью-Йорке признал великих русских художников украинцами. Что это? Проявление типичного американского образования или политическая игра? Вопрос риторический.
В список великих украинцев уже давно вписали великого русского монархиста и авиаконструктора Сикорского. Причина банально простая - жил в Киеве. По тому же принципу в эти списки попал и Булгаков. Правда, читать его "Белую гвардию" запрещается, но - украинец. Гоголь, кстати, тоже украинец. Правда, с его "Тарасом Бульбой" получается не комильфо - его тоже запретили читать. И Сергея Королева засунули в украинцы, раз родился в Житомире и в 1922 году в анкете при поступлении в Киевский политех написал, что он украинец. Вынужден был написать один раз в жизни, потому что неукраинцев в институт не принимали. И великий русский хирург Николай Пирогов записан в украинцы, потому что поместье у него было под Виннице.
Известный герой обороны Севастополя матрос Кошка, уроженец Черниговской области, тоже украинец. Это, кстати, одна из причин, по которой они считают Крым русским: потому что обороняли его от врагов украинцы. Но с Кошкой случилась промашка. В 2014 году в Черниговской области украинские революционеры снесли памятник ему, как русскому оккупанту.
Но вернёмся к "украинцам" Айвазовскому и Куинджи. Насчёт Репина - отдельная тема.
Иванъ Константиновичъ Айвазовскій писал:
"Я, какъ пчела, сосу медъ изъ цвѣтника, чтобы принести своими трудами благодарную дань матушке Россіи."
"Каждая побѣда нашихъ войскъ, на сушѣ или на морѣ, радуетъ меня, какъ русскаго въ душѣ, и даетъ мысль, какъ художнику изобразить ее на полотнѣ".
Архипъ Ивановичъ Куинджи вторил своему коллеге:
"Я принужденъ заявить, что я русскій, предки мои греки, которые при императрицѣ Екатеринѣ переселились съ южнаго берега Крыма и основали городъ Маріуполь и 24 деревни".
На примере данных цитат самих художников можно считать тему их идентичности закрытой. Русские и всё тут.
Что касается Ильи Репина, надо немного разобраться. Человеком он был интеллигентным и мягко говоря увлекающимся по части русской идентичности, которая строилась испокон-веков на почитании православия, самодержавия и народности. Одна его картина про Ивана Грозного чего стоит. Я, кстати, об этом недавно писал.
О себе в серии автобиографических очерков "Далёкое близкое" Репин писал:
"Я родился военным поселянином украинского военного поселения...". Ниже по статусу были только крепостные. Это как же работали социальные лифты в Российской Империи, если парень из бедной семьи, живущей в провинции, получает лучшее в мире образование, обучаясь не только в Академии художеств в Петербурге, но и за деньги государства за рубежом.
Чтобы понять, почему Репин пишет о себе как об украинском уроженце надо посмотреть внимательно на то, кто и когда опубликовал его воспоминания.
Репин закончил работу над книгой в 1916 году — тогда ему было уже за семьдесят. С изданием мемуаров художнику помогал близкий друг Корней Чуковский. Однако из-за событий 1917 года напечатать мемуары сразу не удалось. Двадцать лет Чуковский пытался договориться с издательствами, но безуспешно. Книгу опубликовали только в 1937 году, уже после смерти художника. И вполне возможно, что не малую роль в её судьбе сыграл именно намёк на украинство художника. Ведь в то время активно велась политика насильственной украинизации русских в пределах созданной большевиками на русской земле УССР. Эту фразу советские редактора могли просто дописать в пользу украинства.
Даже если учесть, что фраза действительно принадлежит Репину, надо сказать, что в предложении "Я родился военным поселянином украинского военного поселения..." Илья Ефимович всё же не называет себя украинцем. Хотя и признает, что в начале XIX века существовало само понятие украинства в Чугуеве Харьковской области. Такая топонимическая идентичность, инородная для Левобережья, стала следствием возврата Правобережья после вековой экспансии Польши, где и зародилось само понятие украинства для ментальной перекодировки русских на южной окраине Империи в нерусских - то есть украинцев. Вполне возможно, что болезнь украинства за два столетия после возврата русской земли Богданом Хмельницким распространилась по всей южной окраине.
Подтверждением тому факту, что сам Репин ну никак себя украинцем не считал, являются его слова всё из той же биографической книги "Далёкое близкое". Известно, что Репин очень нехотя выбирался за пределы Петербурга. В мемуарах он описывал себя как «робкого и до трусости непредприимчивого юношу», который «не любил путешествий и всяких экскурсий». Даже когда приятель Константин Савицкий предложил отправиться в путешествие по Неве, чтобы писать этюды, Репин долго отнекивался: «Куда там еще? „Собак дразнить“, как говорят наши хохлики».
Хохлики. Не украинцы, а именно "хохлики". Есть в этом определённая симпатия и улыбка. Но всю степень восхищения "хохликами" художник отобразил в своей картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Вдохновило Репина к написанию реальное письмо казаков, написанное в XVII веке. Услышал его Репин на светском рауте у своего приятеля Дмитрия Яворницкого. Писал картину 13 лет. Произведение получилось воистину прекрасным. Продал автор свою работу российскому императору Александра III, который приобрел ее для своей коллекции. Царя восхитила живописность русских казаков Запорожья.
Какой-то странный получается украинец. Никогда лично себя украинцем не называл. Всю жизнь работал во славу русской художественной школы. Жил не в Москве, так в Петербурге. Дружил и общался с цветом русской интеллигенции (в хорошем смысле). Большевиков, уничтожавших Россию и русских презирал.
Откровенно, украинские пропагандисты действуют именно по лекалам большевиков. Так же переписывают историю, перекодируют сознание людей, страхом и угрозами заставляют людей жить во в главе с собой. С другой стороны, а как им действовать иначе? Без страха, крови и обмана власти бандитам не удержать. Да и покровители у них одни, что сто лет назад, что сегодня, - запад.
Американцы пытаются украсть у русских великих художников Куинджи, Айвазовского и Репина не потому, что они очень любят украинцев, а потому, что ненавидят нас - русских. Ничего у них не получится. Сила в правде. Правда за нами. Значит, с нами Бог.