Шесть лет назад, когда мой старший сын пошёл в первый класс, я узнала, что современным детям Пушкин даётся нелегко. Безобидное и всем с детства известное «Лукоморье», оказывается, учится сложно. Первые слёзы из-за уроков были именно на этой почве. Какие-то слова уже настолько вышли из обихода, что их так и хочется заменить. Казалось бы, и в нашем детстве они уже давно вышли из широкого употребления, но все же встречались чаще в других книгах и не вызывали паники.
Да, можно, конечно, завести старую песню о главном «сейчас такие дети, они совсем не читают». Но мои дети читают много, просто изменился очень сильно набор книг, который есть у дошкольника. У меня все было просто: совсем маленькой мне читали Барто и Чуковского. Уже года в четыре выдали сборник сказок Пушкина, его я читала сама. В пять я прочла все русские народные сказки, которые были изданы. Без всяких там «причесанных» моментов. Ох и страшные эти сказки без редакции. И слов там ещё было много старых, без замен на современные близкие по смыслу. Конечно, у меня не было проблем с тем, чтобы выучить «Лукоморье», его и учить-то особо не надо было. Я раз двести до школы прочла свой сборник пушкинских сказок и наизусть знала почти все.
Когда у меня появились дети, я заново открыла для себя детскую литературу. Свен Нурдквист, Джулия Дональдсон, Ульф Старк, Роальд Даль… Выбор стал просто огромен. И как-то так получилось, что мои дошкольники сами Пушкина читать не выбирали.
В итоге первоклассник Виктор, обычно запоминающий стихотворение за пять минут, плакал над «Лукоморьем». Самыми ненавистными были строчки «Там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой». Почему «о», а не «на»?! Что за бред этот «брег». Ещё почему-то было «Там королевич дымоходом пинает грозного царя». Дымоходом, конечно, удобнее ))) Много претензий было у Виктора Алексеевича к Александру Сергеевичу. Пришлось проводить ликбез, что именно Пушкину мы обязаны тем языком, на котором мы говорим сейчас.
Неделю назад «Лукоморье» задали учить уже первокласснику Петру. Поблагодарила учительницу за то, что задание это было дано на выходные (17 лет опыта работы в школе не спрячешь). Но тут «Ералаша» не случилось. Петя только удивился, что «мимоходом» - это не экзотическое имя королевича ))) Больше вопросов на было. К «брегу-бреду» - тоже ))) Но в понедельник стихотворение рассказали только четверо, включая Петю.
Просто в прошлом году, помня об истории старшего, я ввела в читательский рацион Петра сказки Пушкина. Вместе читали, разбирая непонятные слова, лепили героев и слушали потрясающие эфиры Юлии Кузнецовой.
Про то, как мы налаживали отношения шестилетки со сказками Пушкина, чтобы потом не было мучительно больно, можно почитать здесь: