"Требуются, требуются, требуются!" - сообщают маркетплейсы, приглашая на работу курьеров и обещая им возможность хорошо заработать, удобный график, премии по результатам квартала и года и прочие "плюшки". Устроиться на работу может кто угодно, вчерашний школьник, студент, которому необходимо совмещать работу с учебой, претендент с минимальным опытом работы. Не обязательно даже российское гражданство - достаточно гражданства Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, а также знания русского языка на бытовом уровне.
Послушаешь эти обещания, и кажется, что ты должен бросить все дела, связаться с рассылающим заманчивые объявления отделом кадров и посвятить дальнейшие годы тому, чтобы доставлять сгорающим от нетерпения клиентам заказанные ими товары. Стоит ли поддаваться первому импульсу или лучше заранее разобраться, какие "подводные камни" будут ждать вас на новом месте работы? Попробуем разобраться, взяв для примера две крупные компании: Ozon и Wildberries, в распоряжении которых находятся многотысячные армии курьеров.
Курьера ноги кормят
Для начала напомню, что претенденту на должность курьера обычно предлагают зарегистрироваться в статусе самозанятого или индивидуального предпринимателя, или же заключить договор ГПХ. Это касается как Wildberries, так и Ozon. Это значит, что вам придется самому заботиться о начислении пенсии, откладывать деньги на будущий отпуск или на случай, если вы заболеете и временно не сможете трудиться. А еще в обеих случаях вам предстоит научиться жить по принципу "Как потопаешь, так и полопаешь". Кстати, многие из курьеров работают на временной основе - например, Ozon сообщает, что в периоды больших распродаж, к примеру, перед Новым годом, число привлеченных к временным работам самозанятых курьеров увеличивается почти на 50%.
Я знаю людей, которые специально устраиваются курьерами на месяц-полтора, чтобы потрудиться в ударном темпе, заработать хорошие деньги, а потом хорошенько отлежаться в отпуске. Если верить последним заявлениям Ozon, они планируют и дальше наращивать долю самозанятых. Разгадка такой политики проста: компания не видит смысла в том, чтобы заключать полноценный договор о трудоустройстве с временными сотрудниками, тем более что ставка на самозанятых обеспечивает неплохую экономию!
Автомобиль - не роскошь, а преимущество соискателя
Впрочем, чаще всего курьер доставляет заказы не на своих двоих, а на велосипеде, самокате, грузовом или легковом автомобиле. Значит, работодатель диктует требования, предусматривающие как наличие водительских прав, так и минимальную продолжительность водительского стажа.
При этом иметь личную машину не обязательно: Wildberries рассматривает кандидатуры курьеров, работающих на арендованном авто, Ozon же может предоставить возможность доставлять заказы на автомашине компании, при условии, что вы соответствуете всем остальным требованиям. Разумеется, бензин оплачивает работодатель, но если вы работаете на своей машине, ваша зарплата будет выше, график и отчетность - менее жесткими. И еще одна деталь: если вы работаете на машине работодателя, вам придется проходить периодические медицинские осмотры. Аналогичное требование предъявляется, если вам предстоит доставлять продуктовые заказы.
Итак, от курьера требуются доскональное знание района, в пределах которого он будет доставлять заказы, быстрота реакции, пунктуальность, крепкие мускулы (даже если вы доставляете заказы на машине, а не крутите педали велосипеда, работник склада помогает только при погрузке заказов - с выгрузкой придется справляться самостоятельно). Именно поэтому опытные курьеры советуют новичкам купить грузовую тележку. И, разумеется, вам понадобится смартфон на базе Android, позволяющий сообщать о неожиданных задержках в пути, связываться с начальством и клиентами и максимально быстро принимать заказы.
Когда грозят штрафы
При этом если клиенты будут оставлять негативные отзывы о вашей работе, вы рискуете нарваться на штраф. Штраф предстоит платить и в случае порчи товара. Разумеется, курьер может попробовать доказать, что в порче товара нет ни капли его вины. Но это настолько муторный и долгий процесс, требующий вдобавок документальных доказательств, что лучше всего проявлять максимальную осторожность и молиться, чтобы вам не пришлось попасть в ДТП или уронить хрупкий груз.
Сколько зарабатывает курьер
"Ну, а насколько соответствует действительности самое главное - обещание того, что курьер сможет зарабатывать до 100 тысяч рублей в месяц, по 3-3,5 и больше тысячи рублей за смену?" - спросите вы. Судя по отзывам курьеров со стажем, такая перспектива вполне реальна, пока вы молоды и полны сил, при этом водитель-курьер, который специализируется на крупногабаритных заказах, может зарабатывать и вдвое больше.
Пока что Ozon предлагает несколько большее вознаграждение, чем Wildberries, хотя эта разница невелика, в пределах нескольких процентов. Стоит помнить, что чем выше требования к курьеру и его материальная ответственность, тем больше и заработанные финансы.
Словом, принимая решение о том, стоит работать на Ozon или на Wildberries, нужно внимательно прочитать договор, расспросить о действующей в компании системе штрафов и других взысканиях, и познакомиться с реальными отзывами людей, знающих на собственном опыте, что значит быть выносливой и резвой рабочей лошадкой Ozon или Wildberries