Найти тему

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в эпоху глобализации: в чем главная проблема современного образования

Инклюзивное образование в эпоху глобализации представляет из себя не включение людей с ОВЗ в общесоциальные процессы, а готовность общества к принятию особенностей других личностей. Именно поэтому в перспективе необходима разработка методологии, включающей в себя не только инструменты преподавания, но и методов обращения с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии.\

Проблематика настоящего исследования состоит в сложности обучения иностранным языкам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзии. Работы в данной области показывают, как проводить обучение "особенных" учеников, однако остается не разработанной единая структура совместного обучения. Инклюзивное образование – это процесс обращения к разнообразным потребностям всех учащихся и реагирования на них посредством расширения участия в обучении, культуре и сообществах, а также снижения исключений из образования [5]. В основу инклюзивного образования положен принцип, который исключает любую дискриминацию детей, обеспечивающий равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

С каждым годом число обучающихся с ОВЗ в России растет. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей с ОВЗ в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к их включению в общество. В статье 79 "Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что образование обучающихся с ОВЗ "может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность" [4]. В 2018/19 учебном году в образовательных организациях в условиях инклюзии обучается более 276 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [1].

Проблематика инклюзивного образования и преподавания иностранных языков изучена зарубежными (H. Brown, H. Smith, M. Winzer и др.) и отечественными (С. В. Алехина, Д. З. Ахметова, Е. Н. Кутепова и др.) авторами. В их работах рассмотрены различные теоретико-методологические и практические аспекты развития инклюзивного образования, раскрыты особенности его реализации как за рубежом, так и в России, а также выявлены актуальные направления и сложности его внедрения в социальную практику. Главной проблемой инклюзивного образования в России является вопрос готовности современного общества к принятию в ряды "обычных" учеников "особенных" – готовы ли родители первых видеть среди одноклассников своего чада ребенка с физическими и/или умственными отклонениями, готовы ли сами дети, готовы ли учителя? Позволяет ли уже сформировавшийся российский менталитет не только принять, но и поддержать обратную дискриминацию людей с ОВЗ? Именно на эти вопросы, в первую очередь, необходимо обратить внимание при разработке инструментов и методов эффективного внедрения инклюзии в образовательные учреждения. Куратор кластера инклюзивного образования ММСО, директор московской школы № 1788 Александр Ездов утверждает: "Главная проблема внедрения массовой инклюзии сегодня – это люди" [Ездов А., 2018].

Таким образом, рост числа обучающихся с ОВЗ и наличие множества нерешенных проблем в области инклюзивного преподавания в России обуславливают необходимость разработки специальной методики и инструментов, которые позволят эффективно проводить совместное обучение в инклюзивных классах. Основная суть инклюзии заключается не в разделении учеников, а в их объединении. Инклюзивное образование должно базироваться не столько на принципе простого и сложного, а на принципе разделенности и неразделенности. Для эффективного обучения учебная информация должна быть разделенной между обучаемыми в равной мере.

Литература

1. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России // Министерство просвещения Российской Федерации. 2019. https://edu.gov.ru/press/1163/eksperty-obsudili-problemy-i-perspektivy-razvitiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii/

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

3. Садыкова А. Что происходит с инклюзивным образованием в России? // Такие Дела. 2018. https://takiedela.ru/news/2018/04/18/inclusion_mmco-expo/

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". http://www.consultant.ru

5. Inclusion in education // UNESCO. https://en.unesco.org/themes/inclusion-in-education

6. Inclusive education for children with disabilities // Plan International. 2020. https://plan-international.org/education/inclusive-education-children-disability