Ваше большое чтение об искусстве на воскресный вечер. Необходимый фундамент для понимания современной фантастики и массовой культуры вообще.
В XX веке старая культура перестала существовать в прежней, привычной всем форме. Конечно, не ровно в тот момент, когда часы пробили полночь и наступил новый век. Но трансформация случилась быстро. Настолько быстро, что многие философы с ужасом наблюдали за происходящим. Почему люди вдруг стали мыслить иначе и ударились в модерн? Что заставило художников-реалистов обратиться к абстракции? И как все произошедшее в итоге отразилось на нас?
На эту тему написаны тонны книг. Но я разложу по полочкам два важных момента, две точки зрения двух разных авторов, которые дополняют друг друга.
Изменение элитных групп. Факт, на который не часто обращают внимание, но который важен для понимания историко-культурного процесса. А теперь подробней. До начала XX века социальную структуру общества можно было представить в виде пирамиды, где верхушка - это 10% населения, так называемая элита, а остальное - народ, от более богатых до совсем бедных крестьян, ремесленников и уличных торговцев. За поколение каждая группа обновлялась примерно на 20-30%, т.е. часть людей либо улучшали свое положение и поднимались выше по социальной лестнице, либо теряли все нажитое предками и из элиты переходили в городские мещане. Попасть наверх было трудно, а вот скатиться вниз - легко. Если внук не мог в должной степени проявить себя, то достижения деда уже не спасали. Элиту характеризовали определенные ресурсы (деньги, власть, качественное образование) и культурные ценности. В середине 19 века начался процесс более масштабного и быстрого обновления социальных групп. Двадцать процентов новичков элита еще могла переплавить, а вот 50% - уже нет.
Окончательно завершила этот сдвиг Первая мировая война. Большая часть «старой элиты» погибла в сражениях. Остатки хоть и дожили до 60-х, но серьезно повлиять на общество уже не могли. И новые люди, оказавшиеся в более высоких социальных группах, начинают продвигать свою позицию. Такое перераспределение ресурсов начало сказываться на всем, в том числе на идеологии, вкусах и ценностях, которые транслировались через искусство. На самом деле все несколько сложнее, но это отдельная и большая тема.
Параллельно с вышеописанными событиями протекал другой процесс, сложный и очень-очень длительный: менялась сущность искусства. Не стиль, не мода, а ключевые черты, которые отражают суть произведения (или душу, если выражаться метафорично). Эту тему максимально подробно раскрывает философ А.В. Михайлов в книге «Языки культуры».
Не имеет значения, изучается современное искусство или далекого прошлого, без учета логики развития невозможно понять его сущность и дать прогноз развития. Без нее объекты и темы превращаются в «пустышки». Изучение прошлого и прогнозирование развития в будущем дает глубину понимания и встраивает произведения искусства в конкретную парадигму.
Над миром культуры, и в первую очередь искусства, долгое время властвовала Античность. С ее точки зрения, сущность выражается через внешнюю форму, уникальный внутренний мир каждого человека явственно проявляется снаружи. Эта мысль прожила много веков, став фундаментом европейского изобразительного искусства.
Но, начиная с XVI века, влияние Античности ослабевает, и медленно начинает формироваться новый тип искусства. Особенно это становится заметно в живописи, когда в ней поднимается тема внутреннего конфликта. Примером могут послужить работы Рембранта. В его картинах внешнее уродство становится проводником внутренней красоты. Подобные тенденции можно найти в различных направлениях искусства.
А уже в самом конце XIX века происходит кризис, на который художники реагируют преувеличенными формами в изображении. Искусство начинает разрушать прежние средства выразительности и ищет новые. «Линии, которые образуют на листе некий объект, обособились от человека и стали жить сами по себе» - пишет Михайлов. Модерн отрицает сложившийся характер способов изображения, иначе он не смог бы развиться в самостоятельное течение.
Искусство XIX века тяготело к реалистичному отображению жизни. На реализм повлияло как развитие естественных наук, так и социальные проблемы той эпохи. Тот, кого изображали на полотне, обретал конкретность, без барочной святости; картины производили впечатление открывшийся истины.
Художники XX века приняли реализм XIX и всерьез его переосмыслили. Началось это правда ближе к концу XIX века. Картина Эдуарда Мане «Портрет Марселлена Дебутена» (1875 г) наиболее явно демонстрирует изменения. В этом портрете нет репрезентативности социальной составляющей личности. В портрете нет деталей, важных для XIX века: пуговиц, воротника сюртука, прочих бытовых черт. Здесь есть бытовые элементы (чашка, собака, трость), но они раздвигают границы картины, их функция изменена. Важным на картине остается лицо. Все на картине: и сам портрет, и детали вокруг него, - есть отражение внутреннего мира Дебутена по мнению Мане. Другая картина Мане, «Завтрак в ателье», также показывает застывшее время и движение к зрителю. Черты будущего искусства уже есть в картинах Мане, хоть его и не стоит сводить к какой-либо формуле.
В XX веке стали переосмысляться сами средства осмысления (тавтология, но какая точная мысль). Так, классические для XIX века темы стали переносить в иную среду, что повлекло за собой значительные изменения в восприятии. Как, например, в «Поцелуе феи» Стравинского. В этом произведении музыка Петра Чайковского получает новую жизнь. Характер проник в суть человека, язык внешнего стал языком внутренним. Михайлов отмечает, что музыка стала показывать бытие человека, в ней появилось больше индивидуальности. И живопись, и скульптура в этом отношении от музыки не отставали.
А теперь кратко ВЫВОДЫ. Социальная структура общества поменялась, средний класс попал наверх и стал массово транслировать свои вкусы и мировоззрение. Искусство обратилось к индивидуальности, внешние атрибуты стали восприниматься как отражение внутренней уникальности. Художники (в широком смысле) устали от реализма и впали в беспокойный поиск нового. Стерлись границы между «низким» и «высоким», и искусство наполнилось противоречиями.
Как по мне, прямо сейчас оно пребывает в кризисе, но это отдельная статья. Может быть, когда-нибудь я ее напишу.
Литература:
Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры. 1997
Волков С.В. Элитные группы в «массовом обществе». М.: 2021