Дети любят перевоплощаться во время игр. При этом никакого особенного реквизита, чтобы превратиться в самого невероятного персонажа, не требуется. Любые подручные материалы и самые прозаические предметы фантазия ребенка преобразовывает буквально во что угодно. А если в такой игре соглашаются участвовать взрослые, отложив на время свои серьёзные дела - это вообще невероятно увлекательно! Именно на это и опирался проект "Быть учёным. Учёным быть".
Эта публикация войдет в новую рубрику канала - "Проекты". В эту же подборку будут включены и другие статьи, в которых рассказывается о методике и практике проектной деятельности. Многие относятся к этому виду активности предвзято и остро негативно. На проектная технология так многогранна и универсальна! Главное - научиться её использовать.
Проект посвящен Дню российской науки.
Вид проекта - творческо-познавательный.
Цель - привлечь внимание детей к личности ученых, расширить кругозор в сфере знаний об ученых через косплей их образов.
Продукт проекта - фотокарточки с парными изображениями: настоящий портрет ученого и косплей образа + небольшая информационная справка о нем.
Погружение в проект
На внеурочном занятии "Мир музея" рассказываю детям о том, что во время самоизоляции был запущен мировой челендж с хештегом #tussenkunstenquarantaine. В России был популярен челендж с хештегом #ИЗОизоляция в ВК. Участники пытались максимально точно повторить известные мировые шедевры живописи и скульптуры с помощью подручных средств. Здесь надо показать несколько уместных по возрасту и уровню знаний детей примеров. Например, таких:
Обсуждаем, какие подручные материалы и реквизит использованы, обращаем внимание на то, как важно постараться повторить ракурс, выражение лица, позу.
Постановка цели и задачи
Немного рассуждаем о том, как художник (или фотограф) запечатлел на портрете человека, который жил много лет назад. Но мы с интересом рассматриваем его, придумываем (или вспоминаем) его биографию. И, конечно, особенно ценны для нас портреты известных людей - ведь по ним можно многое "прочитать" о человеке.
Последнее утверждение для детей уже давно проверено на практике. Об этом я рассказывала, например, вот здесь:
На постановку цели выходим через проблему. Вот этот портрет дети у меня в классе опознали. Но они понимают, что большинство людей вообще не в курсе, кто эта милая девушка:
Если вы тоже еще не в курсе, можно прочитать об Аде Лавлейс вот здесь:
Учитывая, что детям тоже было сложно вспомнить, как зовут эту изобретательницу, проблема была сформулирована моментально: о многих ученых люди вообще не знают, хотя пользуются их изобретениями ежедневно. Это несправедливо по отношению к памяти ученых и требует немедленной организации просветительской работы! И косплей - прекрасный способ привлечь внимание к портретам ученых.
Планирование
На этом этапе рассматриваем одну из хорошо известных репродукций. Обсуждаем, с помощью какого реквизита можно создать похожий образ. Ставим небольшие этюды: желающие могут попробовать повторить позу, выражение лица, композицию. Мы брали вот этот портрет:
Приходим к мысли, что прежде чем готовить косплей, надо собрать хотя бы минимальную информацию о том, чей образ воспроизводим: как зовут, чем знаменит, в какое время жил, что за вещи его окружали. Значит, нужно будет:
1. Выбрать портрет ученого для косплея.
2. Почитать энциклпедии/интернет/воспользоваться другими источниками информации.
3. Подобрать необходимый реквизит (без разрешения родителей ничего не брать!), договориться с родителями о необходимой помощи
4. Сделать фото и прислать мне
5. Представить свой образ зрителям, рассказать об ученом и о процессе создания косплея, ответить на вопросы.
Информационно-аналитический этап
Я подготовила подборку портретов ученых и изобретателей, но некоторые участники пополнили её собственными находками. Все желающие определились с образами, которые выбрали для косплея.
Выполнение
Этот вариант проекта, конечно, требовал помощи взрослых (хотя очень многие проекты дети выполняют самостоятельно, не вовлекая в это родителей). Готовые работы я собрала в общую презентацию. Дети маленькие (2й класс), родители уже достаточно поучаствовали, от лишних хлопот их избавляем.
Защита проекта
Во время внеурочных занятий по проектной деятельности и "Миру музея" каждый представил своего персонажа. Было очень интересно слушать, как дети рассказывали, как они сами или с помощью родителей изготавливали реквизит, какие эмоции старались передать, что почувствовали, принимая образ ученого.
Обсуждая результаты, пришли к выводу, что в какой-то мере изобретателями побывали все, кто участвовал в проекте. Нужно было придумать, как повторить детали обстановки, костюма, особенности внешности. Среди ученых, образы которых были воспроизведены, были и те, о ком дети уже знали, и новые имена.
Фотоотчет о защите проекта можно посмотреть вот здесь.