Найти тему

Как в СССР переучивали левшей

Оглавление

Понятие «левша» на протяжении многих веков было неоднозначным. Левшей подозревали в странности или, наоборот, в необычных способностях. К ним относились подозрительно или считали приближенными к богу. В России их считали способными на колдовство, а Петр I даже лишил их права выступать свидетелями в суде.

Среди левшей такие знаменитости, как Чарлз Дарвин, Михаил Ломоносов, Лев Толстой, Леонардо до Винчи, Христофор Колумб. По статистике сейчас лишь 15 % населения леворуки, хотя ученые утверждают - несколько тысячелетий назад левшами рождался каждый третий.

В современном обществе леворукость не считается чем-то из ряда вон выходящим, но так было не всегда. В Советском Союзе левшей обязательно переучивали, считали их «неправильными», имеющими некую «патологию», и запрещали пользоваться левой рукой при письме.

Почему переучивали

У руководителей Страны Советов были свои причины бороться с леворукостью. Основной пропагандируемой идеей были равенство и братство. Все люди жили в одинаковых квартирах и носили стандартную одежду. Дети учились в типовых школах по типовым стандартам, и непохожесть ребенка на одноклассников была неправильной.

-2

Объясняли это и сложностями, с которыми леворукие столкнуться в своей жизни. Дверные ручки, бытовые приборы, хозяйственные и музыкальные инструменты, медицинское оборудование – все сделано для праворуких. Даже на заводах все станки, токарные или слесарные, сделаны для правшей, а левша будет лишен возможности получить работу или пользоваться приборами, доступными всем «нормальным» советским людям. Лучше переучить ребенка в детстве, чтобы он жил, не испытывая дискомфорта при вождении автомобиля или открывании консервной банки.

Не менее популярной версией была тема армии. Затворы у автоматов располагались с правой стороны, передергивают его правой рукой, с этой же стороны вылетают и гильзы. Таким образом, левше в армии было бы очень непросто.

-3

Одной из наиболее правдоподобных причин переучивания служат письменные принадлежности. В школах были распространены чернильные перьевые ручки. Рука левши при письме двигалась по написанным буквам, размазывая их, в то время как рука правши – перед буквами. А поскольку чернила сохли долго, в тетрадях получалась грязь, кляксы, руки были испачканы. Ученику снижали оценку, или он был вынужден держать руку на весу, что достаточно тяжело.

Как переучивали

Для искоренения этой вредной, как тогда считалось, привычки, в школах применялись самые разные способы. Иногда учителя ограничивались убеждениями и напоминаниями переложить ручку в другую руку. Но бывало и так, что «особо усердные» педагоги били детей указкой по пальцам левой руки или привязывали руку к стулу.

-4

Не отставали дома и родители. Домашние задания выполнялись ребенком-левшой в варежке или с забинтованными пальцами левой руки.

Последствия переучивания

Что получилось в итоге? Одни научились владеть одинаково свободно обеими руками, другие пишут правой, а все остальное (рисовать, действовать ножом или ножницами) левой.

Несколько лет проводились исследования по вопросу влияния переобучения на психическое состояние ребенка. Были выявлены негативные последствия такого переобучения: неврозы, головные боли, депрессия, появление страхов, тики. Ведь природу обмануть невозможно, так же как и изменить связь между левым и правым полушариями мозга.

В 1985 году Министерством здравоохранения страны была издана директива, запрещающая переучивать левшей, а практика по их переучиванию признана не только бесполезной, но и вредной.

Если вам понравилась статья, не забывайте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации!